МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг профессиональной идентичности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 60 60 60 60
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Тренинг профессиональной идентичности

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владиирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владиирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Сформировать базовые элементы профессиональной идентичности клинического психолога;
- Составить представление о объекте, предмете деятельности клинического психолога;
- Получить представление об основных принципах, профессиональных нормах работы клинического психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- О профессии клинического психолога;
- Об основных ценностях и нормах работы клинического психолога;
- О профессиональных стилях деятельности клинического психолога;
– представления о структуре профессиональной идентичности клинического психолога;
– Знания о границах профессиональной деятельности клинического психолога, сферах пересечения профессиональных компетенций с другими специалистами;
– Представления о стратегиях реагирования и комплексах эмоционально-поведенческих реакций в традиционных и профессионально-специфичных ситуациях общения.

3.2.Уметь:
3.2.1.- Знать о возможностях тренинговой работы в клинической практике;
- Иметь представление о стадиях тренингового процесса;
- Уметь принимать активное участие в тренинговой работе группы;
- Сформировать умения позиционировать и использования профессионально важные качества клинического психолога в профессиональных ситуациях взаимодействия;
– Сформировать умения совладания с разнообразными эмоциональными стимулами в профессиональных ситуациях взаимодействия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Адаптивно включаться в тренинговую работу группы;
- Устанавливать взаимоотношения с участниками тренингового процесса;
- Соблюдать режим присутствия и работы в тренинговом процессе;
– Навыки конструктивного взаимодействия в профессиональных ситуациях общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Осмысление границ профессиональной идентичности клинического психолога
1.1. Введение в тренинг «Профессиональная идентичность клинического психолога» Практические 2 6 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Точка отсчета. Анализ границ профессиональной идентичности клинического психолога Сам. работа 2 2 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Точка отсчета. Анализ границ профессиональной идентичности клинического психолога Практические 2 6 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Границы моей профессиональной идентичности Практические 2 6 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Границы моей профессиональной идентичности Сам. работа 2 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Структурирование пространства профессиональной компетенции и профессиональной ответственности
2.1. Пространство профессиональной компетентности и профессиональная ответственность Практические 2 6 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Пространство профессиональной компетентности и профессиональная ответственность Сам. работа 2 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Психологическая работа с регуляционной составляющей поведения в профессиональной деятельности: формирование уверенности, регуляция поведения, когнитивно-поведенческий анализ профессиональной деятельности, профессиональные копинг-стратегии клинического психолога
3.1. Когнитивный тренинг уверенности Практические 2 8 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Когнитивный тренинг уверенности Сам. работа 2 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Работа с переформулированием негативных мыслей Практические 2 8 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Работа с переформулированием негативных мыслей Сам. работа 2 4 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Осмысление стратегий в профессиональной деятельности Практические 2 6 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Осмысление стратегий в профессиональной деятельности Сам. работа 2 3 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Когнитивно-поведенческий анализ профессиональной идентичности Практические 2 8 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Структурирование и анализ профессионального резюме клинического психолога
4.1. Профессиональное резюме Практические 2 6 ОК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Экзамен Экзамен 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Подходы к изучению проблемы профессиональной идентичности.
2. Дать характеристику понятиям «прогнозирование», «прогностическая способность».
3. Возрастные особенности развития прогностической способности.
4. Диагностический потенциал методики В.Г. Ромека по оценке стратегий поведения.
5. История возникновения теста П. Якубовской на анализ уверенного поведения.
6. Теория регуляции поведения В. Хакера.
7. Средства диагностики копинг-стратегий в стрессовых ситуациях.
8. Структура профессионального резюме.
9. Анализ типов профессиональной идентичности по Л.Б. Шнейдер.
10. Сопоставьте различные понимания термина «профессиональная идентичность».
11. Подходы к изучению проблемы профессиональной идентичности.
12. Дать характеристику понятиям «прогнозирование», «прогностическая способность».
13. Возрастные особенности развития прогностической способности.
14. Диагностический потенциал методики В.Г. Ромека по оценке стратегий поведения.
15. История возникновения теста П. Якубовской на анализ уверенного поведения.
16. Теория регуляции поведения В. Хакера.
17. Средства диагностики копинг-стратегий в стрессовых ситуациях.
18. Структура профессионального резюме.
19. Анализ типов профессиональной идентичности по Л.Б. Шнейдер.
20. Сопоставьте различные понимания термина «профессиональная идентичность».
21. Подходы к изучению проблемы профессиональной идентичности.
22. Дать характеристику понятиям «прогнозирование», «прогностическая способность».
23. Возрастные особенности развития прогностической способности.
24. Диагностический потенциал методики В.Г. Ромека по оценке стратегий поведения.
25. История возникновения теста П. Якубовской на анализ уверенного поведения.
26. Теория регуляции поведения В. Хакера.
27. Средства диагностики копинг-стратегий в стрессовых ситуациях.
28. Структура профессионального резюме.
29. Анализ типов профессиональной идентичности по Л.Б. Шнейдер.
30. Сопоставьте различные понимания термина «профессиональная идентичность».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Мардасова, П. Р. Юсупов Тренинг профессиональной идентичности [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Субъективность и идентичность: Научные монографии Издательский дом Высшей школы экономики, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Тренинг профессиональной идентичности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.