МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационно-управленческое консультирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология здоровья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Организационно-управленческое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.психол. наук. профессор Ральникова И.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой доктор.психол. наук. профессор Ральникова И.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебного курса «Управленческое консультирование» состоит в обучении магистрантов с основными методами и приемами консультирования в сфере управления, а также стратегиями работы управленческого консультанта (деловая этика).
 Сформировать у магистрантов систему знаний по теории и методологии управленческого консультирования, этапы и виды консультирования и его специфика;
 Познакомить магистрантов с основными представлениями о целях, задачах управленческого консультирования, сферах его применения и возможностях в ситуациях повышения эффективности работы персонала в организации;

Организовывать работу службы управленческого консультирования в структуре современной концепции менеджмента; понимать специфику управленческого консультирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-6: способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. вопросы организации и основные этапы управленческого консультирования по разным направлениям работы организации;
технологии отбора руководителей в организации: основы заполнения профессиограммы как основы для отбора персонала;
технологии и этапы проведения аудита персонала; основные проблем, возникающие в ходе консультационной практики и подходами
к их разрешению.


цели, задачи управленческого консультирования, возможности и сферы его применения, основные методы и приемы консультирования в сфере экономики и управления, а также стратегиями работы управленческого консультанта
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать работу службы управленческого консультирования в структуре современной концепции менеджмента и жизненного цикла предприятия.
прогнозировать изменения и динамику развития персонала организации в соответствии с жизненным циклом предприятии, особенности персонала и руководство им;
Спецификой построения процесса управленческого консультирования, особенности индивидуального управленческого консультирования руководителя:
- консультирование по вопросам кадрового потенциала: человеческие ресурсы в трудовой деятельности;
- консультирование руководителя по вопросам повышения эффективности управленческого труда.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составление плана работ с персоналом в организации с учетом жизненных циклов (стадии развития) организации
технологиями составления рекомендаций по различным вопросам управленческой деятельности для ведущих топ-менеджеров (стиль работы, эффективность подбора и расстановки управленческих кадров, особенности мотивации персонала, коэффициенты эффективности работы и тп.).
основными направлениями деятельности консультанта в организации и необходимыми направлениями психодиагностической работы в работе управленческого консультанта в организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управленческое консультирование: цель, задачи, возможности реализации
1.1. Методы построения службы управленческого консультирования на предприятии. / Лекции 2 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
1.2. Основные роли и виды договора консультанта при взаимодействии с клиентом. Процесс управленческого консультирования: виды, структура, содержание Практические 2 2 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
1.3. Основные роли и виды договора консультанта при взаимодействии с клиентом. Процесс управленческого консультирования: виды, структура, содержание Сам. работа 2 18 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
Раздел 2. Процесс управленческого консультирования: виды, структура, содержание
2.1. Работа службы управленческого консультирования в организации. Специфика построения процесса управленческого консультирования Лекции 2 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.2. Работа службы управленческого консультирования в организации. Специфика построения процесса управленческого консультирования Практические 2 2 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.3. Работа службы управленческого консультирования в организации. Специфика построения процесса управленческого консультирования. Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.4. Особенности индивидуального управленческого консультирования руководителя. - консультирование по вопросам кадрового потенциала: человеческие ресурсы в трудовой деятельности; - консультирование руководителя по проблемам управления, связанным с различными этапами в развитии трудового коллектива Практические 2 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.5. Консультирование по вопросам кадрового потенциала: человеческие ресурсы в трудовой деятельности; консультирование руководителя по проблемам управления, связанным с различными этапами в развитии трудового коллектива Сам. работа 2 20 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.6. Особенности индивидуального управленческого консультирования руководителя: - консультирование по вопросам кадрового потенциала: человеческие ресурсы в трудовой деятельности; - консультирование руководителя по проблемам управления, связанным с различными этапами в развитии трудового коллектива Сам. работа 2 18 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.7. Работа службы управленческого консультирования в организации. Специфика построения процесса управленческого консультирования Практические 2 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.8. Работа службы управленческого консультирования в организации. Сам. работа 2 16 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.9. Специфика построения процесса управленческого консультирования Сам. работа 2 17 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
2.10. Экзамен 2 9 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
задание к практическим, кейсы
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.В. Шамардина Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие АлтГУ, 2014
Л1.2 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118145
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация): учебник/практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, , 2014.
Л2.2 М. В. Шамардина Организационная психология: тексты лекций : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1181
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Орлова С.Н. Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006.
Л3.2 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Управленческое консультирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2750
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный журнал про управление персоналом. http://www.hr-journal.ru/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практические занятия при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.


Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену.