Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой доктор психол.наук профессор Ральникова И.А.
1.1. | Цель: развитие профессиональных компетенций студентов в области проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. Задачи: формировать знания о принципах и методах психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения; формировать умение проводить психолого-педагогические исследования личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения; применять на практике знания методологии и методов психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы и методы психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить психолого-педагогические исследования личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методологией и методами психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы организации и проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. | ||||||
1.1. | Правовая основа организации и проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Лекции | 8 | 1 | ПК-8, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Правовая основа организации и проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Практические | 8 | 2 | ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Государственная политика в области определения «индекса благополучия ребенка» | Лекции | 8 | 1 | ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Государственная политика в области определения «индекса благополучия ребенка» | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПСК-4.2 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Микросоциальные индикаторы выявления и формирования детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-8, ПК-9, ПСК-4.2 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Микросоциальные индикаторы выявления и формирования детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Практические | 8 | 2 | ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Понятие рискованного поведения: психологические, социальные, биологические индикаторы риска. | Лекции | 8 | 2 | ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.8. | Методология и методы выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.9. | Методология и методы выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Практические | 8 | 2 | ПК-8, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. Практика организации и проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. | ||||||
2.1. | Принципы работы по выявлению детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Цели использования в образовательных учреждениях методик выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Цели использования в образовательных учреждениях методик выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.4. | Цели использования в образовательных учреждениях методик выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Технологии раннего выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.6. | Технологии раннего выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-8, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.7. | Психодиагностические методики выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.8. | Психодиагностические методики выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Методика комплексной диагностики детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.10. | Методика комплексной диагностики детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.11. | Критерии оценки эффективности раннего выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.12. | Критерии оценки эффективности раннего выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.13. | Оформление результатов психолого-педагогической диагностики в виде заключения. | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.14. | Оформление результатов психолого-педагогической диагностики в виде заключения. | Сам. работа | 8 | 7 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.15. | Психолого-педагогическая диагностика групп риска девиантного поведения как основа коррекционно-развивающей работы с детьми. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.16. | Психолого-педагогическая диагностика групп риска девиантного поведения как основа коррекционно-развивающей работы с детьми. | Практические | 8 | 2 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.17. | Психолого-педагогическая диагностика групп риска девиантного поведения как основа коррекционно-развивающей работы с детьми. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.18. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. А. Осипова | Общая психокоррекция: учеб. пособие | М.: ТЦ Сфера, 2007 | |
Л1.2 | редкол.: Л. Д. Демина, Д. В. Труевцев | Нейропсихология в диагностике, коррекции, консультировании и профилактике нарушений здоровья человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 18-20 апреля 2011 г.): | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | |
Л1.3 | Кокоренко В. Л., Кучукова Н. Ю., Маргошина И. Ю. | Социальная работа с детьми и подростками.: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования | , 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Т. Д. Марцинковской | Психология развития: учеб. для вузов | М.: Академия, 2008 | |
Л2.2 | Локалова, Н.П | Школьная неуспеваемость : причины, психокоррекция, психопрофилактика : учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей | СПб. : Питер, 2009 | |
Л2.3 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Павлов И. С. | Психотерапия в практике: [монография] | М.: ПЕР СЭ, 2006 | |
Л3.2 | Г. И. Колесникова | Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д: Феникс, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://metodfil.blogspot.com/ | |||
Э2 | http://www.slovar.tvereza.info/index_ru.html | |||
Э3 | http://www.rlsnet.ru/mkb_index_id_2438.htm | |||
Э4 | http://www.slovar.tvereza.info/13-n_ru.html#narcosecurity | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Проведение практических занятий с использованием слайд-презентаций, видео и аудиоматериалов. Обсуждение и защита студентами разработанных презентаций, анализ видеофрагментов. Использование электронной почты для работы с иногородними студентами. Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
• «Психология для родителей» http://psy.rin.ru/razdel/84/http://psy.rin.ru/razdel/84/; • psy-files.ru. http://www.psy-files.ru/http://www.psy-files.ru/; • ВСЕТЕСТЫ.RU http://vsetesti.ru/http://vsetesti.ru/; • Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru/; • Сайт «Мир психологии» http://psychology.net.ru/; • «Флогистон: психология из первых рук…» http://flogiston.ru./http://flogiston.ru./; • Психологическая лаборатория: http://vch.narod.ru/lib_link.htmhttp://vch.narod.ru/lib_link.htm; • «Практическая психология» http://psynet.narod.ru/main.htm; • Электронная версия журнала «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/http://psy.1september.ru/; • Электронная психологическая библиотека. PSYLIB http://www.psylib.kiev.ua/http://www.psylib.kiev.ua/. • Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "ZNANIUM.COM", доступ к которой предоставлен студентам. ЭБС "ZNANIUM.COM" содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки сформирован с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, УМК, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения. • Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. Пособие.-М.:Владос, 2010.-289с.// http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=2890 • Анкетирование детей группы риска http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1420-anketa-qopred • Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 184 с. http://znanium.com/bookread.php?book=201864 • Энциклопедия социальных практик [Электронный ресурс] / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. -660 с.// http://znanium.com/bookread.php?book=430523 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену. |