МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дополнительные главы органической химии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Дополнительные главы органической химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов правильного представления о химических превращениях основных компонентов продуктов питания – белков, жиров, углеводов в процессе транспортирования, хранения и переработки пищевых продуктов,основанных на знании законов и превращений, изучаемых в оранической химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9: владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные законы органической химии, химическое строение, физические свойства, классификацию белков, углеводов, липидов. Методы и приемы проведения экспериментальных исследований в области органической химии; процессы, происходящие с белками, углеводами, липидами при переработки и хранении пищевых продуктов, основы стандартных и сертификационных испытаний сырья, готовой продукции и технологических процессов; способы получения некоторых соединений, используемых в качестве пищевых добавок.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методы математического анализа и моделирования при проведении теоретических и экспериментальных исследований в области органической химии и пищевой биотехнологии. Проводить качественную и количественную оценку содержания белков, углеводов, липидов в конкретном пищевом продукте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применения методов математического анализа и моделирования при проведении теоретических и экспериментальных исследований в области органической химии и пищевой биотехнологии, основных методов и приемов проведения качественной и количественной оценки содержания белков, углеводов, липидов в конкретном пищевом продукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Белковые вещества
1.1. Классификация белков. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Белки в питании человека. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Превращения белков в процесах технологической обработки Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Аминокислоты. Идентификация а-аминокислот Лабораторные 3 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Аминокислоты. Белки. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Превращения белков. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.7. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 3 24 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Уллеводы
2.1. Моносахариды Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.2. Поисахариды Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.3. Углеводы. Полисахариды. Лабораторные 3 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.4. Превращения углеводов при производстве пищевых продуктов Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.5. Моносахариды. Олиго-, дисахариды. Свойства. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.6. Полисахариды. Свойства Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.7. Углеводный обмен и его нарушения Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.8. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 3 24 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Липиды
3.1. Липиды. Основные превращения липидов Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Пищевая ценность жиров и масел Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Липиды Лабораторные 3 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.4. Липиды, классификация, свойства Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.5. Липиды при производстве продуктов питания Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.6. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Пищевые добавки
4.1. Пищевые добавки Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.2. Классы пищевых добавок Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.3. Вкусообразующие вещества в пищевой промышленности Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.4. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 3 30 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березин Б.Д., Березин Д.Б. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/68D8C840-9187-4A05-B5C2-F31898A5F80B
Л1.2 Березин Б.Д., Березин Д.Б. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/59897559-C4D8-4DED-9C99-72839A7407D3
Л1.3 Сокол Н.В., Щербакова Е.В., Красноселова Е.А., Донченко Л.В. - отв. ред. ПИЩЕВАЯ ХИМИЯ. ДОБАВКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E872E4B6-C94F-48ED-963A-27E5160BB1F9
Л1.4 И.А. Рогов, Л.В. Антипова, Г.П. Шуваева Пищевая биотехнология: В 4 кн. Кн. 1. Основы пищевой биотехнологии: учебник КолосС, 2013 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5953201044.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Грандберг Органическая химия : учеб. для вузов М. : Дрофа, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э5 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э6 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э7 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э8 http://www.kge.msu.ru Библиотека химической литературы
Э9 http://www.springerlink.com Журналы издательства SpringerLink
Э10 http://www.nature.com/nchem/index.html Журналы издательства Nature Publishing Group
Э11 http://journals.cambridge.org Архив журнала Cambridge University Press
Э12 http://www.tandfonline.com Ресурсы издательства Taylor&Francis
Э13 http://www.oxfordjournals.org Журналы Оксфордского университета
Э14 курс в системе Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3779
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001дК лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины «Дополнительные главы органической химии» изучается в течение одного семестра (4 семестр второго курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Дополнительные главы органической химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских и практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по E-mail.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении лабораторных работ, качество выполнения лабораторных работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по лабораторным работам;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к практическим занятиям
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
раскрытие сущности проблемы.
методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
4. Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
Цели лабораторных занятий по дисциплине «Дополнительные главы органической химии»:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь, которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка лабораторных тетрадей.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы (по контрольным вопросам). Лабораторная работа задания выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе