МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы исследования экономики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике. ФГОС3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат.наук, доцент, Исаева Ольга Владимировна;старший преподаватель, Байкин Андрей Анатольевич

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат.наук, доцент, Свердлов Михаил Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Математические методы исследования экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук., проф. Шваков Е.Е.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук., проф. Шваков Е.Е.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.привитие навыков математического мышления в возникающих задачах профессиональной деятельности и повседневной жизни;
освоение приёмов использования решения практических задач по разделам дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы анализа и типовые социально-экономические задачи;
методы обработки и анализа экономических данных, изучаемых в курсе, типовые методики расчета, анализа и инструментальные средства их вычисления
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные методы обработки и анализа социально-экономических задач;
применять типовые качественные и количественные методы обработки, анализа и интерпретации социально-экономических задач и инструментальные средства их вычисления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обоснования использования основных методов анализа социально-экономических задач;
навыками интерпретации и обоснования результатов анализа социально-экономических задач, полученных с помощью инструментальных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Балансовые модели
1.1. Экономико математическая модель межотраслевого баланса Лекции 4 0.5 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
1.2. Динамическая межотраслевая балансовая модель Лекции 4 0.5 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
1.3. Балансовый метод Лабораторные 4 2 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
1.4. Балансовые модели Сам. работа 4 10 ПК-5, ОПК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Классические задачи оптимизации
2.1. Задача на безусловный экстремум Лекции 4 0.5 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
2.2. Задача на условный экстремум. Метод множителей Лагранжа Лекции 4 0.5 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
2.3. Задача на безусловный экстремум Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
2.4. Задача на условный экстремум. Метод множителей Лагранжа Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
2.5. Классические задачи оптимизации Сам. работа 4 12 ОПК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Динамическое программирование
3.1. Задача распределения ресурсов Лекции 4 0.5 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
3.2. Задача управления запасами Лекции 4 0.5 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
3.3. Задача распределения ресурсов Лабораторные 4 2 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
3.4. Задача о замене оборудования Сам. работа 4 10 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
3.5. Задача управления запасами Сам. работа 4 10 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
3.6. Динамическое программирование Сам. работа 4 10 ПК-5, ОПК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Линейное программирование
4.1. Задача о назначениях Лекции 4 1 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
4.2. Многокритериальная задача Сам. работа 4 8 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
Раздел 5. Нелинейное программирование
5.1. Графический метод решения Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3
5.2. Градиентный метод Сам. работа 4 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.3
5.3. Выполнение курсовой работы Сам. работа 4 18 ПК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложения
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ММИЭ-ПИЭ-18.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гармаш, А. Н. Экономико-математические методы и прикладные модели: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/62CA472C-1C3E-48F7-B963-6762D5A89A50.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каратаева П.М. Математические методы и модели в экономике: учеб. пособие [Калининград] : Изд-во РГУ, 2006
Л2.2 Гавриловская Н.В., Жариков А.В., Хворова Л.А., Шварц Е.А. Экономико-математические методы и модели: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012
Л2.3 Фомин Г. П. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/F776ADFE-ABC7-41C9-8FC9-6480EBC8B68E
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ММИЭ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4171
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice, MicrosoftWindows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении