МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 127
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол.наук профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой доктор психол.наук профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие профессиональных компетенций студентов в области проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения.

Задачи: формировать знания о принципах и методах психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения; формировать умение проводить психолого-педагогические исследования личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения; применять на практике знания методологии и методов психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и методы психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить психолого-педагогические исследования личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологией и методами психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы организации и проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения.
1.1. Правовая основа организации и проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Правовая основа организации и проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения. Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Государственная политика в области определения «индекса благополучия ребенка» Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.4. Микросоциальные индикаторы выявления и формирования детей и подростков групп риска девиантного поведения. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.5. Микросоциальные индикаторы выявления и формирования детей и подростков групп риска девиантного поведения. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.6. Понятие рискованного поведения: психологические, социальные, биологические индикаторы риска. Сам. работа 4 7 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.7. Методология и методы выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.8. Методология и методы выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Практика организации и проведения психолого-педагогических исследований личностного и социального развития детей и подростков групп риска девиантного поведения.
2.1. Принципы работы по выявлению детей и подростков групп риска девиантного поведения. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.2. Цели использования в образовательных учреждениях методик выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Технологии раннего выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.4. Технологии раннего выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.5. Психодиагностические методики выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.6. Психодиагностические методики выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.7. Методика комплексной диагностики детей и подростков групп риска девиантного поведения. Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.8. Критерии оценки эффективности раннего выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.9. Критерии оценки эффективности раннего выявления детей и подростков групп риска девиантного поведения. Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.10. Оформление результатов психолого-педагогической диагностики в виде заключения. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.11. Оформление результатов психолого-педагогической диагностики в виде заключения. Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.12. Психолого-педагогическая диагностика групп риска девиантного поведения как основа коррекционно-развивающей работы с детьми. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.13. Психолого-педагогическая диагностика групп риска девиантного поведения как основа коррекционно-развивающей работы с детьми. Практические 4 1 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.14. Психолого-педагогическая диагностика групп риска девиантного поведения как основа коррекционно-развивающей работы с детьми. Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.15. Экзамен 4 9 ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Осипова Общая психокоррекция: учеб. пособие М.: ТЦ Сфера, 2007
Л1.2 редкол.: Л. Д. Демина, Д. В. Труевцев Нейропсихология в диагностике, коррекции, консультировании и профилактике нарушений здоровья человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 18-20 апреля 2011 г.): Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012
Л1.3 Кокоренко В. Л., Кучукова Н. Ю., Маргошина И. Ю. Социальная работа с детьми и подростками.: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования , 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Т. Д. Марцинковской Психология развития: учеб. для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Локалова, Н.П Школьная неуспеваемость : причины, психокоррекция, психопрофилактика : учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей СПб. : Питер, 2009
Л2.3 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Павлов И. С. Психотерапия в практике: [монография] М.: ПЕР СЭ, 2006
Л3.2 Г. И. Колесникова Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://metodfil.blogspot.com/
Э2 http://www.slovar.tvereza.info/index_ru.html
Э3 http://www.rlsnet.ru/mkb_index_id_2438.htm
Э4 http://www.slovar.tvereza.info/13-n_ru.html#narcosecurity
6.3. Перечень программного обеспечения
Проведение практических занятий с использованием слайд-презентаций, видео и аудиоматериалов. Обсуждение и защита студентами разработанных презентаций, анализ видеофрагментов. Использование электронной почты для работы с иногородними студентами.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
• «Психология для родителей» http://psy.rin.ru/razdel/84/http://psy.rin.ru/razdel/84/;
• psy-files.ru. http://www.psy-files.ru/http://www.psy-files.ru/;
• ВСЕТЕСТЫ.RU http://vsetesti.ru/http://vsetesti.ru/;
• Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru/;
• Сайт «Мир психологии» http://psychology.net.ru/;
• «Флогистон: психология из первых рук…» http://flogiston.ru./http://flogiston.ru./;
• Психологическая лаборатория: http://vch.narod.ru/lib_link.htmhttp://vch.narod.ru/lib_link.htm;
• «Практическая психология» http://psynet.narod.ru/main.htm;
• Электронная версия журнала «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/http://psy.1september.ru/;
• Электронная психологическая библиотека. PSYLIB http://www.psylib.kiev.ua/http://www.psylib.kiev.ua/.
• Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "ZNANIUM.COM", доступ к которой предоставлен студентам. ЭБС "ZNANIUM.COM" содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки сформирован с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, УМК, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения.
• Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. Пособие.-М.:Владос, 2010.-289с.// http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=2890
• Анкетирование детей группы риска http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1420-anketa-qopred
• Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 184 с. http://znanium.com/bookread.php?book=201864
• Энциклопедия социальных практик [Электронный ресурс] / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. -660 с.// http://znanium.com/bookread.php?book=430523

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену.