МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн текстильного интерьера

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 119
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доц., Сердюкова Д.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Дизайн текстильного интерьера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студента определенные профессиональные знания о принципах стиле- и формообразования, художественных приемах и средствах используемых в области дизайна текстильного интерьера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-4 Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю становления и эволюцию дизайна (мировой и отечественный опыт);
теоретические концепции западного и отечественного дизайна;
историю возникновения, развития и смены стилей эпох;
традиционные и современные стилистические направления в дизайне интерьера;
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели художественного проекта, алгоритм решения задач, критерии и показатели достижения целей;
разрабатывать и реализовывать проекты в сфере дизайна текстильного интерьера;
выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
направлять развитие и саморазвитие личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в области методологии художественного проектирования объектов окружающей среды;
в области проектирования изделий текстильного интерьера;
подготовки эскизно-графических материалов и опыт художественно-оформительской деятельности;
овладения трудовыми профессиональными навыками в решении дизайн-проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика дизайна. Текстильный дизайн
1.1. Специфика дизайна. Основные понятия и определения. Виды дизайна. Основные принципы дизайна - как метода художественно-проектной деятельности. Текстиль в интерьере. Виды текстилдьных изделий для интерьера. Текстильный декор в интерьерах исторических эпох и стилей Лекции 4 1 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Текстиль в интерьере. Виды текстилдьных изделий для интерьера. Практические 4 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 20 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 2. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций
2.1. Древний Египет. Древняя Греция, Рим, Византия. Древняя Греция (5-1 вв. до н.э.) Древний Рим (1-5 вв. н.э.) Лекции 4 1 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.2. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций Практические 4 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 20 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 3. Духовно-материальная культура в эпоху средневековья
3.1. Раннее Средневековье (дороманский период V-X вв.) Романский период (X-XII вв.) Готический период (XII-XV вв.) Лекции 4 1 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.2. Духовно-материальная культура в эпоху средневековья Практические 4 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 4. Переход к индустриальной цивилизации
4.1. Ренессанс XV-XVI вв. Барокко XVI-XVIII вв. Рококо- середина XVIII в. 1723-1774 гг. Классицизм-вторая половина XVIII в. Ампир. Франция- последние годы XVIII- и начальный период XIX в. Основные европейские стили Лекции 4 1 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.2. Интерьер в период перехода к индустриальной цивилизации Практические 4 2 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
4.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 20 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 5. Индустриальный дизайн
5.1. Интерьер в период индустриального дизайна Практические 4 2 ПК-1, ПК-4 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
5.2. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 14 ПК-1, ПК-4 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
5.3. Уильям Моррис. Модерн. Веркбунд. Баухауз Сам. работа 4 13 ПК-1, ПК-4 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 6. Текстильный дизайн XXI в.
6.1. Основные характеристики и объективные особенности современного дизайна Практические 4 1 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
6.2. Текстильный дизайн XXI в. Практические 4 1 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
6.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 4 22 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Короткова, М.В. История жилища. От древности до модерна: Москва : Новый хронограф, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Смирнова Л. Э. История и теория дизайна: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Старикова, Ю.С. Основы дизайна: Москва : А-Приор, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т. М. Кирюшина Ю. В. Искусство художественного текстиля на Алтае: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та// ЭБС АлтГУ, 2005. elibrary.asu.ru
Л2.2 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Тарасова, О.П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 Гальских Е.В. Текстильный рынок Западной Сибири во второй половине XIX в.: монография Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
Э2 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э3 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э4 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э5 Портал легкой промышленности legport.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» www.lp-magazine.ru
Э7 Дизайн текстильного интерьера portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для наиболее емкого видения и понимания проблем, связанных с современным дизайном интерьера, целесообразно систематически обращаться к творчеству самого широкого круга мастеров изобразительного, архитектурного искусства, как отечественного, так и зарубежного: А.Л. Экстер, Л.С. Поповой, В. Кандинскому, А.В. Гропиусу, Л.С. Баксту, И. Татлину и др.
2. Знакомство с творчеством современных художников, архитекторов, дизайнеров.
3. Периодический просмотр журналов, телепередач, электронных ресурсов, посвященных вопросам стиля, дизайна, мoде.
4. Современный дизайн должен учитывать все прогрессивные и гуманистические тенденции развития культуры. Для этого студенту рекомендуется: глубокое изучение и сохранение связи с лучшими традициями и наследием прошлого; активное и аналитическое освоение передового, прогрессивного в современной культуре; реализация новых идей, способствующих промышленному прогрессу; научный подход к прогнозированию развития форм в дизайне; отражение связи с современностью, архитектурой, искусством, новыми достижениями в области научно-технического прогресса.
5. Знакомство с проектами известных современных дизайнеров, архитекторов, через интернет, просмотр CD-дисков .
6. Освоение дизайн-программ в графическом редакторе, с целью выполнения эскизно-графических работ, коллажей, панно с помощью компьютерных технологий.