МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы исследования экономики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-345-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат.наук, доцент, Исаева Ольга Владимировна;старший преподаватель, Байкин Андрей Анатольевич

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат.наук, доцент, Свердлов Михаил Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Математические методы исследования экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук., проф. Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук., проф. Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.привитие навыков математического мышления в возникающих задачах профессиональной деятельности и повседневной жизни;
освоение приёмов использования решения практических задач по разделам дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы анализа и типовые социально-экономические задачи;
методы обработки и анализа экономических данных, изучаемых в курсе, типовые методики расчета, анализа и инструментальные средства их вычисления
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные методы обработки и анализа социально-экономических задач;
применять типовые качественные и количественные методы обработки, анализа и интерпретации социально-экономических задач и инструментальные средства их вычисления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обоснования использования основных методов анализа социально-экономических задач;
навыками интерпретации и обоснования результатов анализа социально-экономических задач, полученных с помощью инструментальных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Балансовые модели
1.1. Экономико математическая модель межотраслевого баланса Лекции 2 0,5 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Динамическая межотраслевая балансовая модель Лекции 2 0,5 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Балансовый метод Лабораторные 2 2 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Динамическая межотраслевая балансовая модель Лабораторные 2 2 ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Балансовые модели Сам. работа 2 13 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.6. Динамическая межотраслевая балансовая модель Сам. работа 2 13 ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Классические задачи оптимизации
2.1. Задача на безусловный экстремум Лекции 2 0,5 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Задача на условный экстремум. Метод множителей Лагранжа Лекции 2 0,5 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Задача на безусловный экстремум Лабораторные 2 2 ПК-23 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Задача на условный экстремум. Метод множителей Лагранжа Лабораторные 2 2 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Классические задачи оптимизации Сам. работа 2 12 ПК-23 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Динамическое программирование
3.1. Задача распределения ресурсов Лекции 2 0,5 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Задача управления запасами Лекции 2 0,5 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Задача распределения ресурсов Лабораторные 2 2 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Задача о замене оборудования Сам. работа 2 10 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Задача управления запасами Сам. работа 2 10 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Динамическое программирование Сам. работа 2 10 ПК-23 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Линейное программирование
4.1. Задача о назначениях Лекции 2 1 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Многокритериальная задача Сам. работа 2 13 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Нелинейное программирование
5.1. Графический метод решения Сам. работа 2 13 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Градиентный метод Сам. работа 2 13 ПК-23 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. Выполнение курсовой работы Сам. работа 2 19 ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гармаш, А. Н. Экономико-математические методы и прикладные модели: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/62CA472C-1C3E-48F7-B963-6762D5A89A50.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фомин Г. П. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Гавриловская Н.В., Жариков А.В., Хворова Л.А., Шварц Е.А. Экономико-математические методы и модели: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012
Л2.3 Каратаева П.М. Математические методы и модели в экономике: учеб. пособие [Калининград] : Изд-во РГУ, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ММИЭ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice, MicrosoftWindows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении