МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Макетирование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Малышева О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Макетирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развить у студента объёмно-пространственное мышление. Сформировать объёмно-пространственное видение и архитектурно-образное мышление.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-4: Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные понятия объёмно-пространственной композиции;
- Свойства бумаги и картона как основных материалов используемых в макетах;
- Средства выражения творческих архитектурных фантазий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Наглядно представлять свои идеи;
- Свободно оперировать объёмами и пространством;
- Применять приёмы перспективного построения на плоскости;
- Выполнять развёртки объёмных фигур.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Техническими приёмами и навыками макетного дела.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Простые геометрические тела
1.1. Технические приемы макетирования. Моделирование различных геометрических тел. Лекции 4 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Выполнение макетов простых геометрических тел (куб, пирамида) Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Выполнение макетов простых геометрических тел Сам. работа 4 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Выполнение чертежа развертки сложной геометрической формы Сам. работа 4 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Пластика поверхности
2.1. Приемы пластической проработки поверхности. Преобразование поверхности в рельеф Практические 4 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Членение фронтальной поверхности прямолинейным геометрическим орнаментом Практические 4 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Членение фронтальной поверхности криволинейным орнаментом Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Создать членение фронтальной поверхности с помощью прямых линий (горизонтальных и вертикальных) Сам. работа 4 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Создать членения фронтальной поверхности с помощью циркульных или кривых линий (орнамент) Сам. работа 4 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Пластическое решение с помощью прорезей и надрезов поверхности Сам. работа 4 12 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Метроритмические решения в проектировании формы и пространства
3.1. Трансформация поверхности в объемные элементы Сам. работа 4 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Выполнить макеты объёмных форм из метроритмических элементов по предложенным примерам Практические 4 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Выполнение проектных чертежей членения сгиба и его композиция Сам. работа 4 3 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.4. Выполнение чертежа развертки ритмического членения сгиба Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Понятие фронтальной и объемной композиции пространства
4.1. Композиционное моделирование объема и пространства в макетировании Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Приёмы создания пластики поверхностей объемной формы (пластическое решение одного ребра куба) Сам. работа 4 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Приёмы создания пластики поверхностей объемной формы (пластическое решение ребер и граней куба) Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.4. Приёмы создания пластики поверхностей объемной формы (пластическое решение ребер и граней куба слабым и глубоким рельефом) Сам. работа 4 11 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Зачет 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Макетирование открытых форм из геометрических элементов
5.1. Создание открытой абстрактной композиции. Приём сжатия и растяжения пространства плоскости. Эскиз проекта Практические 4 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Создание открытой абстрактной композиции. Приём сжатия и растяжения пространства плоскости Сам. работа 4 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Создание открытой абстрактной композиции. Развертка элементов полусферы. Эскиз проекта Сам. работа 4 4 ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Выполнение абстрактной композиции из открытых элементов полусферы Сам. работа 4 4 ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.5. Выполнение абстрактной композиции из открытых элементов полусферы Сам. работа 4 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Архитектурные сооружения
6.1. Макет объемно-пространственного архитектурного комплекса. Проектирование идеи Практические 4 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Пространственное решение фасада архитектурного сооружения. Создание эскиза Сам. работа 4 6 ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Макет объемно-пространственного архитектурного комплекса Сам. работа 4 6 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Зачет 4 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает в себя задания для проведения практических самостоятельных работ.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие в достижении задач заданий, неумение работать с бумагой и другими материалами, задания выполнены не полностью
«2» - (плохо) студент демонстрирует фрагментарное понимание специфики заданий, обладает умением разработать задание, но с отсутствием аккуратности
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные умения и навыки в выполнении творческих упражнений. При аккуратности отсутствует творческое начало
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёмно-пространственной композиции
«5» - (отлично) студент демонстрирует в работе аккуратность, чётко следует задачам и требованиям заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС — Макетирование.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перелыгина, Е.Н. Макетирование : учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142941
Л1.2 Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма : учебник для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DEFEFF2F-059E-4944-9EE9-97FBE70AF08A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жердев Е.В., Чепурова О.Б. , Шлеюк С.Г. , Мазурина Т.А. Формальная композиция: Творческий практикум по основам дизайна: учеб. пособие : Мин-о образования и науки РФ. - 2-е изд. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - 255 с. , URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330521
Л2.2 Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ООО ИПК «Университет», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=330521
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Пойдина, Татьяна Витальевна История архитектуры, градостроительства и дизайна: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, ЭБС //"университетская библиотека onlain", 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3204
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Объемно-пространственная композиция в архитектуре https://studfiles.net/preview/4457231/
Э2 Закономерности композиционного постороения в макетировании https://docplayer.ru/41767351-4-zakonomernosti-kompozicionnogo-postoroeniya-6-ploskost-i-vidy-plasticheskoy-razrabotki-poverhnosti.html
Э3 Основы архитектурно-конструктивного проектирования http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36039/1/978-5-7996-0793-7_2012.pdf
Э4 Презентация "Выход из плоскости в пространство" https://en.ppt-online.org/268287
Э5 Эл.курс на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=624
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Ознакомление с литературой по теме (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ заданий на дом;
- работу со словарями и специальной литературой;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.