МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория вероятностей и математическая статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.физ-мат.наук, доцент, Исаева О.В.

Рецензент(ы):
канд.физ-мат.наук, доцент, Половникова Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Теория вероятностей и математическая статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Шваков Е.Е


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Шваков Е.Е


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса ¾Теория вероятностей и математическая статистика¿ предназначено для формирования и усвоения знаний, умений, навыков в области экономической теории и практики, которые необходимы для работы в государственных и частных структурах, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в сфере экономики.
Основные задачи преподавания дисциплины:
ознакомление студентов с основными концепциями теории вероятностей и прикладной статистики,раскрытие роли вероятностно-статистического инструментария в экономических исследованиях, изучение основных понятий вероятностного анализа, таких как случайные события и вероятности их осуществления, случайные величины и распределения, а также основных теорем теории вероятностей; изучение основ статистического описания данных,постановок и методов решения фундаментальных задач математической статистики, таких как задача оценивания,задача проверки гипотез; изучение основ анализа парных зависимостей,формирование вероятностной интуиции, опирающейся на теоретические знания, развитие навыков постановки и решения прикладных задач стати-
стического анализа,демонстрация математической обоснованности ряда процедур вероятностного и статистического анализа и понимание границ их применимости,привитие практических навыков в использовании математических методов вероятностного и статистического анализа к постановке и решению задач, возникающих из экономической практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность; готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных профессиональных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами
ПК-18 способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные математические методы формализации прикладных задач и основные этапы системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.
Умеет применять математические методы формализации и основные этапы системного подхода для решения типовых профессиональных экономических и управленческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
Владеет приемами современного математического инструментария для решения экономических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория вероятностей
1.1. Введение в курс: теория вероятностей, математическая статистика, теория риска, случайные процессы, эконометрика и многомерный статистический анализ, их взаимосвязь и роль в экономических исследованиях Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Введение в курс: теория вероятностей, математическая статистика, теория риска, случайные процессы, эконометрика и многомерный статистический анализ, их взаимосвязь и роль в экономических исследованиях Практические 2 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.3. Введение в курс: теория вероятностей, математическая статистика, теория риска, случайные процессы, эконометрика и многомерный статистический анализ, их взаимосвязь и роль в экономических исследованиях Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.4. Правила действий со случайными событиями и вероятностями их осуществления Лекции 2 1 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.5. Правила действий со случайными событиями и вероятностями их осуществления Практические 2 4 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.6. Правила действий со случайными событиями и вероятностями их осуществления Практические 2 4 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.7. Правила действий со случайными событиями и вероятностями их осуществления Сам. работа 2 6 ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.8. Случайные величины, распределения вероятностей и основные числовые характеристики (включая многомерный случай) Лекции 2 3 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.9. Случайные величины, распределения вероятностей и основные числовые характеристики (включая многомерный случай) Практические 2 8 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.10. Случайные величины, распределения вероятностей и основные числовые характеристики (включая многомерный случай) Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.11. Распределения вероятностей, наиболее распространенные в социально–экономических исследованиях Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.12. Распределения вероятностей, наиболее распространенные в социально–экономических исследованиях Практические 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.13. Распределения вероятностей, наиболее распространенные в социально–экономических исследованиях Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.14. Основные результаты ТВ:преобразования случайных величин, неравенство Чебышева, закон больших чисел, центральная предельная теорема. Сам. работа 2 11 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 2.
Раздел 3. Математическая статистика
3.1. Основы статистического описания: генеральная совокупность, выборка, основные выборочные характеристики и анализ их поведения, статистика нормального закона, вариационный ряд и порядковые статистики. Лекции 2 6 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.2. Основы статистического описания: генеральная совокупность, выборка, основные выборочные характеристики и анализ их поведения, статистика нормального закона, вариационный ряд и порядковые статистики. Сам. работа 2 1 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.3. Статистическое оценивание параметров, статистики, статистические оценки и их свойства. Функция правдоподобия наблюдений: количество информации, содержащейся в n наблюдениях относительно неизвестного значения параметра Лекции 2 5 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.4. Статистическое оценивание параметров, статистики, статистические оценки и их свойства. Функция правдоподобия наблюдений: количество информации, содержащейся в n наблюдениях относительно неизвестного значения параметра Сам. работа 2 1 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.5. Статистическое оценивание параметров, статистики, статистические оценки и их свойства. Функция правдоподобия наблюдений: количество информации, содержащейся в n наблюдениях относительно неизвестного значения параметра Сам. работа 2 1 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.6. Статистическая проверка гипотез: основные типы статистических критериев, их общая логическая схема, лемма Неймана–Пирсона о наиболее мощном критерии, критерии согласия, однородности и др. Сам. работа 2 1 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.7. Статистическая проверка гипотез: основные типы статистических критериев, их общая логическая схема, лемма Неймана–Пирсона о наиболее мощном критерии, критерии согласия, однородности и др. Сам. работа 2 1 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.8. Статистический анализ парных зависимостей Сам. работа 2 1 ОПК-2, ПК-18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
смотри приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремер Н.Ш. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В.Е. Гмурман Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : М.: Юрайт, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Балдин, В.Н. Башлыков, А.В. Рукосуев Теория вероятностей и математическая статистика : учебник М.: Дашков и Ко // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453249
Л2.2 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.3 Кремер Н.Ш. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мамченко О.П., Поддубнова С.А. Теория вероятностей и математическая статистика: конспект лекций Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki
Э2 http://www.exponenta.ru Раздел Statistica.
Э3 ftp://ftp.vt.tpu.ru/study/Katsman/public/Probability/New/ Кацман Ю.Я. Курс лекций по теории вероятностей.
Э4 ftp://ftp.vt.tpu.ru/study/Katsman/public/Statistica/Lectures/New/ Кацман Ю.Я. Курс лекций по математической статистике.
Э5 StatSoft, Inc. (2003). STATISTICA (data analysis software system), version 6. www.statsoft.com.
Э6 diqital. svyaznoy.ru.
Э7 www. litres.ru/
Э8 www. kniqka.info/
Э9 www.biblioclub.ru – электронная библиотека.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы в учебных аудиториях
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.