МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Органическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-234-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. хим. наук, доцент Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент Харнутова Е.П.; канд. хим. наук, доцент Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Органическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Н.Г. Базарнова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение теоретических знаний, основных понятий и законов, связывающих со строением и свойствами органических соединений, механизмов химических процессов, а также возможностей использования органических соединений в различных отраслях народного хозяйства, познание принципов и основ химии живой материи.
сформировать теоретические знания об особенностях строения органических соединений в рамках теории химического строения А.М. Бутлерова; научить основным способам получениями и подходам к синтезу органических соединений; научить установливать взаимосвязь между строением органических соединений и их физическими и химическими свойства. Сформировать теоретические знания об основных типах механизмов органических реакций и методам их установления; дать представление о многообразии органических соединений и распространенности их использования в быту и промышленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью работать самостоятельно
ОК-10 способностью к познавательной деятельности
ПК-22 способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об электронном влиянии атомов в молекуле и реакционной способности соединения в зависимости от его строения
о составе, строении и свойствах органических веществ – представителей основных классов органических соединений
об основных сферах применения органических веществ различных классов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать некоторые методы получения основных классов органических веществ; правила номенклатуры (ИЮПАК, рациональной) и уметь называть органические соединения; зависимость физических и химических свойств веществ от типа химических связей и условий реакций; правильно использовать реактивы для проведения опытов; принципы и основы химии живой материи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.техники проведения химических экспериментов по изучению физико-химических свойств идентификации важнейших классов органических соединений; техники безопасного эксперимента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы органической химии
1.1. Теоретические основы органической химии Лекции 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Теоретические основы органической химии Практические 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Очистка твердых веществ кристаллизацией Лабораторные 2 3 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Вводное занятие. Техника безопасности в лаборатории Лабораторные 2 1 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Очистка жидких веществ перегонкой Лабораторные 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Теоретические основы органической химии Сам. работа 2 6 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов
2.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Лекции 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Практические 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алканов и циклоалканов Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов
3.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза алкенов, алкадиенов, алкинов Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов
4.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аренов Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров
5.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, простых эфиров Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений
6.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза азот- и карбонилсодержащих соединений Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот
7.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза карбоновых кислот и их производных, окси- и оксокислот Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений
8.1. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Сам. работа 2 1 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Сам. работа 2 1 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.3. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Сам. работа 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.4. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.5. Качественный элементный анализ органических соединений. Идентификация органических соединений Сам. работа 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.6. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза альдегидо- и кетоспиртов. Углеводы. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза аминокислот. Белки. Особенности строения, химические свойства и методы синтеза гетероциклических соединений Сам. работа 2 8 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Л. Нам ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ : Учебник М. : Издательство Юрайт, 2016 urait.ru
Л1.2 И. И. Грандберг, Н. Л. Нам Органическая химия : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 / Н. Л. Нам ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ: Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru
Л2.2 Ю. С. Шабаров Органическая химия : учебник СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э5 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э6 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э7 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э8 http://www.chem.port.ru/
Э9 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э10 http://www.poiskknig.ru
Э11 Курсы в Moodle "Органическая химия" (Техносферная безопасность) portal.edu.asu.ru
Э12 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle);
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложение