МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фактологию исторической науки (эпохальные события отечественной и всемирной истории).
Движущие силы и закономерности развития исторического процесса.
Базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять причинно-следственные связи.
Разделять понятия «повод», «предпосылка», «причина», «значение», «последствия».
Определять значение и последствия деятельности великих личностей в российской и всемирной истории.
Осуществлять информационно-поисковую деятельность применитльно к содержанию изучаемой дисициплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Критического анализа исторической информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире.
2.1. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3
2.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII вв. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3
3.2. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3
3.3. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение земель Великоросии в конце XIV - сер. XVI вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Сам. работа 1 3 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
4.3. Смутное время в истории России. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII вв. в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII вв. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
5.3. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
5.4. "Просвещенный абсолютизм" в России и мире. Военно-полицейский режим Павла I. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Россия и мир в XIX в. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Внешняя политика России в XIX в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
6.4. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
6.5. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.3
Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI вв.
7.1. Модернизация российской экономики на рубеже XIX - XX в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.2. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.3. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.4. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.5. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.6. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.7. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.8. Мир после Второй мировой войны. истоки "холодной войны" (семинар - круглый стол). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.9. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
7.10. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. История: учебное издание для бакакалавров "Дашков и К" // ЭБС "Лань", 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450757
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 отв. ред. Пулько Г.Н. Всемирная история в 2 частях. История Нового и Новейшего времени: Учебник для академического бакалавриата Научная школа: Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург) // ЭБС "Юрайт", 2017 г. https://biblio-online.ru/book/71A4517C-B358-477C-92FD-C95CE52D887D
Л2.2 Анашкин, А. П.; Демчик, Е. В.; Дьяченко, Ю. С.; Разгон, В. Н.; Храмков, А. А. История России ХХ - начало XXI в.: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 г. http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/790
Л2.3 науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/445
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Колокольцева, Наталья Юрьевна Учебная программа курса "История" : для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Учебная программа курса Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015 г. http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/936
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э2 Всемирная история http://historic.ru/books/
Э3 Интернет-библиотека Гумер http://www.gumer.info
Э4 История государства http://statehistory.ru/list/
Э5 История России http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Э6 Книжная поисковая система http://www.ebdb.ru/
Э7 Материалы по русской истории http://www.magister.msk.ru/library
Э8 Мировая цифровая библиотека http://www.wdl.org/ru
Э9 Мир истории http://gpw.tellur.ru
Э10 Музеи России http://www.museum.ru/
Э11 Отечественная история http://www.lants.tellur.ru:8100/history/index.htm
Э12 Утерянная империя http://lost-empire.ru
Э13 Хронос http://www.hrono.ru/
Э14 Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории http://www.histerl.ru/
Э15 Электронный журнал «Родина» http://istrodina.com/
Э16 Курс «История» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1125
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение