МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 81
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 106 106 106 106

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Прокопьева Н.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать получению студентами знаний, необходимых для понимания и объяснения социальных фактов в культурном контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5.1: Отмечает и анализирует особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем
УК-5.2: Предлагает способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
УК-5.3: Придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области социокультурной динамики
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии в исследованиях социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социология культуры"
1.1. Досоциологический этап в изучении культуры. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социология культуры в системе социальных и гуманитарных наук. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Исследовательские подходы в социологии культуры. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
1.9. Социология культуры западного постмодернизма Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Социология культуры западного постмодернизма Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Социология культуры западного постмодернизма Сам. работа 2 7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Социология культуры в России Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Социология культуры в России Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Культура как система Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Социальная типология культуры Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.16. Закономерности и направленность социокультурного развития Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Массовое общество и массовая культура Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.18. Управление и регулирование в области культурных процессов. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Тенденции социокультурного развития российского общества в начале XXI века Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Экзамен 2 9 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы.
1. Объект социологии культуры и его характеристика.
2. Место социологии культуры в системе социальных и гуманитарных наук.
3. Представления о культуре в Античности.
4. Средневековые и возрожденческие представления о культуре.
5. Представления о культуре в Новое время.
6. Роль работ О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера в становлении социологии культуры.
7. Полипардигмальность социологии культуры. Классификация исследовательских подходов.
8. Детерминистский подход в социологии культуры.
9. Функционалистский и структурно-функционалистский подходы в социологии культуры.
10. Принципы «понимающей социологии» культуры М.Вебера.
11. Методология символического интеракционизма в исследовании культуры.
12. Специфика изучения культуры в феноменологической социологии.
13. Этнометодологические способы исследования культуры.
14. Определяющие черты системного подхода в социологии культуры.
15. «Социокультурная динамика» П.Сорокина.
16. Методологический потенциал культурвитализма в социологии культуры.
17. Постмодернизм как социокультурное течение.
18. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.
19. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.
20. Национальной своеобразие отечественной социологии культуры.
21. «Генетическая социология» М.Ковалевского.
22. Натуралистическая социология: географическое направление в социологии культуры (Л.Мечников); органическая школа (А.Стронин, П. Лилиенфельд).
23. Неокантианские концепции в отечественной социологии (Л.Петражицкий, А.Лаппо-Данилевский, Б.Кистяковский, П.Новгородцев).
24. Психологическое направление в русской социологии (Е. Де Роберти, Н.Кареев, Н.Коркунов).
25. Русские религиозные философы о социологии культуры.
26. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К. Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.).
27. Консервативно-почвенническая социология культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов).
28. Радикалистская социология культуры (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, и др.).
29. Народническая и анархистская социология культуры (П.Лавров, Н.Михайловский, С.Южаков, В.Воронцов, И. Каблиц, М.Бакунин, С.Нечаев, П.Кропоткин и др.).
30. Большевистская социология культуры (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский).
31. Социологические концепции культуры русского зарубежья (Н.Бердяев, И.Ильин, Г.Федотов, В.Ильин, П.Савицкий, Н.Трубецкой, Н.Устрялов, В.Ключников и др.).
32. Морфология культуры: классификация структурных элементов.

Практические задания.
1. Покажите связь простых и синтетических элементов культуры.
2. Покажите связь миф и религия, философия и наука, мораль, право, искусство, идеология.
3. Покажите связь социальных функций культуры.
4. Покажите многообразие типологий культур.
5. Покажите связь культуры исторических общностей.
6. Приведите объяснения социально-групповых субкультур.
7. Покажите диалектическую связь устойчивости и изменчивости в культурном бытии.
8. Приведите объяснения механизмам культурного воспроизводства.
9. Сравните процессы модернизация и жизненных силы национальных культур.
10. Покажите связь Различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных изменений.
11. Сравните источники, факторы и механизмы культурного развития.
12. Приведите объяснения линеарных, циклических и конверсионных моделей культурного развития.
13. Покажите связь концепций культурного развития Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, Ю. Лотмана, Л. Гумилева. Д.Белла.
14. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов в обществе.
15. Приведите примеры соотношений управления, регулирования и саморегуляции в культурных процессах.
16. Сравните культурную политика в современной России.
17. Сравните методы социологического изучения культуры.
18. Покажите связь мировых тенденций культурного развития в начале XXI века.
19. Приведите объяснения современной социокультурной ситуации в России.
20. Укажите в чем заключается проблема сохранения жизненных сил русской культуры.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 https://www.biblio-online.ru/book/sociologiya-438548
Л1.2 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov www.humanities.edu.ru/db/msg/ ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.