МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы музейной реставрации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузей в современном мире
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы музейной реставрации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать представления об истории и основных методах музейной реставрационно-консервационной практики, приобрести теоретические знания и практические навыки работы по реставрации и консервации музейных предметов.
Задачи курса:
1) познакомить студентов с понятиями «консервация» и «реставрация»,
2) рассмотреть историю развития консервационно-реставрационной деятельности и направления работы ведущих реставрационных центров России,
3) сформировать представления об основах теории и методологии реставрации,
4) уяснить основные положения этики профессии консерватора-реставратора,
5) разобраться в специфике полевой консервации археологических предметов,
6) изучить методы консервации и реставрации археологических находок из камня, кости, дерева, бронзы, железа, благородных металлов и других материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов
ПК-2 Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание понятий «консервация» и «реставрация»;

- историю формирования консервационно-реставрационной деятельности;


- основы реставрационной этики;

- особенности полевой консервации археологических находок;


- методы реставрации и консервации изделий из различных материалов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности;


- применить при необходимости простейшие методы реставрации и консервации музейных предметов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с нормативными правовыми документами по своей деятельности;


- навыками по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающими физическую сохранность музейных собраний;


- навыками работы с нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реставрация и консервация: общие положения
1.1. Основные понятия реставрация и консервация: общее и особенное. Реставрация и консервация как важнейший вид деятельности по сохранению культурного наследия. Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Основные понятия реставрация и консервация: общее и особенное. Реставрация и консервация как важнейший вид деятельности по сохранению культурного наследия. Сам. работа 7 4
1.3. История становления реставрационно-консервационной деятельности. Основные реставрационные центры России; направления современных научных исследований. Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. История становления реставрационно-консервационной деятельности. Основные реставрационные центры России; направления современных научных исследований. Сам. работа 7 4
1.5. Проблемы теории и методологии реставрации: история развития различных реставрационных технологий. Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Профессиональная деятельность консерватора-реставратора: специализация и вопросы этики Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Профессиональная деятельность консерватора-реставратора: специализация и вопросы этики Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Полевая консервация и реставрация археологических находок Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Реставрация и консервация музейных предметов: методы реставрации и консервации различных видов памятников (камень, стекло, металл, живопись, бумага и т.д.)
2.1. Реставрация и консервация предметов из камня, стекла и эмали Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Реставрация и консервация предметов из камня, стекла и эмали Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Реставрация и консервация предметов из керамики Лекции 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Реставрация и консервация предметов из дерева, кожи и кости Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Реставрация и консервация предметов из ткани Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Реставрация и консервация предметов из ткани Сам. работа 7 8
2.7. Реставрация и консервация предметов меди и ее сплавов, олова и свинца Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Реставрация и консервация предметов меди и ее сплавов, олова и свинца Сам. работа 7 8
2.9. Реставрация и консервация предметов из железа Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Реставрация и консервация предметов из железа Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Реставрация и консервация предметов из драгоценных металлов Практические 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.12. Реставрация и консервация предметов из драгоценных металлов Сам. работа 7 8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Общие положения и понятия консервации и реставрации.
2.Историческая эволюция практики и теории реставрации и консервации как процесс формирования их научных принципов.
3.История возникновения и развития отечественных реставрационных центров. Реставрационные центры в музеях.
4.Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея.
5.Состояние проблемы развития теории и методологии реставрации.
6.Становление основных принципов теории и методологии реставрации в России и за рубежом.
7.Сущность профессии консерватора-реставратора.
8.«Кодекс этики» Комитета по консервации Международного Совета по делам музеев (ICOM).
9.Этические кодексы реставраторов в странах Европы: общие черты и особенности.
10.Кодекс реставратора Санкт-Петербурга.
11.Проблемы и задачи полевой консервации.
12.Выемка из земли археологических материалов.
13.Полевая обработка археологического металла.
14.Полевая консервация изделий из текстиля, кости, кожи и дерева.
15.Породы и факторы разрушения камня. Категории археологических изделий из камня.
16.Способы очистки каменных изделий.
17.Состав стекла и эмали (хрусталя) и основные факторы их разрушения. Способы реставрации стекла и эмали.
18.Керамические материалы и воздействие на них окружающей среды.
19.Последовательность реставрации и консервация керамики.
20.Состав кости и факторы разрушения.
21.Реставрация костяных археологических предметов.
22.Структура животной кожи и факторы ее разрушения.
23.Реставрация и консервация археологических изделий из кожи.
24.Строение древесины и коры. Факторы разрушения.
25.Реставрация и консервация дерева и бересты.
26.Виды тканей растительного и животного происхождения и факторы их разрушения.
27.Последовательность реставрации и консервация ткани.
28.Свойства меди и ее сплавов. Основные стадии коррозии меди и бронзы.
29.Последовательность реставрации и консервация изделий из меди и бронзы.
30.Свойства олова и свинца. Факторы разрушения изделий из олова и свинца.
31.Реставрация и консервация изделий из олова и свинца.
32.Структура железа и факторы его разрушения в окружающей среде Основные стадии коррозии железа.
33.Последовательность реставрации и консервация железных археологических предметов.
34.Свойства золота и серебра. Факторы разрушения серебра.
35. Реставрация и консервация изделий из серебра.
36.Сплавы золота с другими металлами и методы их очистки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Причины, характер и виды повреждений и разрушений памятников истории и культуры.
2.Основное содержание терминов: реставрация, консервация, реконструкция, поновление, фальсификация.
3.Эволюция термина «реставрация» в разные эпохи.
4.Международные нормативные документы по реставрационной этике, их цели и задачи.
5.Роль реставратора в музейной работе.
6.Условия хранения музейных памятников и консервация, их взаимосвязь.
7.Поновление памятника и научная реставрация: миф и реальность.
8.Естественно-научные методы исследований в реставрации, их возможности, значение и границы.
9.Методы сохранения и восстановления памятников в Древней Греции и Риме, их общность и различие.
10.Отношение к памятникам прошлого и своего времени в Средние века в Западной Европе, Византии и Руси, методы их сохранения и поновления.
11.Основные направления теоретической мысли в области сохранения памятников прошлого в конце XIX – начале XX вв.
12.Археологические исследования и их роль в развитии реставрационно-консервационной деятельности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Отечественные реставрационные центры: история формирования и современная деятельность
Вопросы:
1. История возникновения и развития отечественных реставрационных центров.
2. Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея: история и направления деятельности.
3. Реставрационные центры в отечественных музеях.
Литература:
Владимирова О.Ф. Основные принципы организации работы Отдела научной реставрации // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 124–126.
Овчинникова Т.В. Реставрационные центры // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Том 2. С. 137–138.
Уфимцев В.К. Эрмитажная школа реставрации: результаты, проблемы, перспективы // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 3–4.
Хетагуров А.Н. История создания и развития Отдела научной реставрации ГИМ // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 127–136.
Юсупова М.В. Химическая лаборатория и основные направления ее деятельности // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 137–140.
Государственный Русский музей. Отдел реставрации экспонатов // http://www.artsstudio.com/restoration/restoratl.htm
Отдел научной реставрации // http://www.shm.ru
State Hermitage Museum: Information // http://www.hermitagemuseum.org

Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Полевая консервация и реставрация археологических находок
Вопросы:
1. Выемка из земли археологических материалов.
2. Полевая обработка археологического металла.
3. Полевая консервация изделий из текстиля, кости, кожи и дерева.
Литература:
Борисова Н.В. Из опыта работы с керамикой в условиях археологической экспедиции // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 20–23.
Буршнева С.Г. Использование подручных материалов в полевой консервации // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 24–30.
Кирьянов А.В. Консервация археологических предметов. М., 1960. С. 7–22.
Минжулина Т.В. Первичная очистка и консервация предметов из органических материалов в полевых условиях // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 37–42.
Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: Обзорная информация. Вып. I. Полевая консервация археологических находок в СССР и за рубежом. М., 1984. С. 5–23.
Рыжова Ю.С. Проблемы реставрации археологической керамики // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 14–15.
Итоговое практическое задание:
Тема: Реставрация и консервация археологических предметов из железа
Вопросы:
1. Последовательность реставрации археологических железных предметов.
2. Консервация железных археологических изделий.
3. Общие принципы консервации металлов.

Литература
Буршнева С.Г. Методика реконструкции фрагмента древнерусской кольчуги из Старой Ладоги // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 95–97.
Воропай Л.М., Смирнова Н.В. Физико-химический анализ метода интенсивной промывки археологических экспонатов, выполненных из железа // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 154–158.
Кирьянов А.В. Консервация археологических предметов. М., 1960. С. 46–56.
Материалы научной конференции ВЦНИЛКР по реставрации. Консервации и хранению музейных экспонатов из металлов. М., 1969. Приложение V. С. 149–165.
Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. Вып. I. Проблемы реставрации археологического металла. М., 1980. С. 12–27.
Турищева Р.А., Самгина В.В. Консервация музейных предметов из черных металлов // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 23–29.
Турищева Р.А. Изучение возможностей стабилизации археологического железа // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 30–33.
Ширяков В.А. Реставрация археологического металла // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 105–108.

Тестовые задания:
1. Слово реставрация обозначает?
а) восстановление предмета +
б) сохранение предмета
в) воссоздание предмета

2. Чьи работы произвели революцию в деле реставрации?
а) Александра Скотта
б) Фридриха Ратгена +
в) Колина Финка

3. Какие материалы являются универсальными и для реставрации и для консервации предметов?
а) кислоты
б) парафин
в) полимерные смолы +

4. Что в наибольшем количестве поражает предметы, находящиеся в земле?
а) бактерии
б) хлориды +
в) соли

5. Предметы, из каких металлов более устойчивы к коррозии?
а) медь
б) серебро +
в) железо

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кимеева Т.И., Окунева И.В. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций: Москва : Типография "Красный печатник", 1947 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горбунов В.В., Тишкин А.А. Научно-фондовая работа в музее : учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Кулемзин А.М. Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кодекс этики Комитета по консервации Международного Совета по делам музеев ICOM // http://www.cathedral.ru
Э2 Особенности оценки произведений искусства // http://www.jewellery-art.ru/stst_2.html
Э3 Отдел научной реставрации // http://www.shm.ru
Э4 Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) // http://rosohrancult.ru
Э5 State Hermitage Museum: Information // http://www.hermitagemuseum.org
Э6 Кодекс реставратора Санкт-Петербурга // http://www.cathedral.ru
Э7 Государственный Русский музей. Отдел реставрации экспонатов // http://www.artsstudio.com/restoration/restoratl.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью консервационно-реставрационной работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с историей формирования консервационно-реставрационной деятельности, с основами теории и методологии реставрации, с особенностями полевой консервации археологических находок; обратить внимание на методы реставрации и консервации изделий из различных материалов, на особенности составления и заполнения реставрационной документации; уяснить понятия «консервация» и «реставрация», основы реставрационной этики, простейшие методы реставрации и консервации музейных предметов.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Реставрация и консервация: общие положения» и «Реставрация и консервация музейных предметов: методы реставрации и консервации различных видов памятников (камень, стекло, металл, живопись, бумага и т.д.)», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Основы музейной реставрации», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.