Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музей в современном мире |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 51_03_04_МООКПН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель курса – сформировать представления об истории и основных методах музейной реставрационно-консервационной практики, приобрести теоретические знания и практические навыки работы по реставрации и консервации музейных предметов. Задачи курса: 1) познакомить студентов с понятиями «консервация» и «реставрация», 2) рассмотреть историю развития консервационно-реставрационной деятельности и направления работы ведущих реставрационных центров России, 3) сформировать представления об основах теории и методологии реставрации, 4) уяснить основные положения этики профессии консерватора-реставратора, 5) разобраться в специфике полевой консервации археологических предметов, 6) изучить методы консервации и реставрации археологических находок из камня, кости, дерева, бронзы, железа, благородных металлов и других материалов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способность применять в профессиональной деятельности методы комплектования, хранения и презентации музейных предметов |
ПК-2 | Способность осуществлять атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - содержание понятий «консервация» и «реставрация»; - историю формирования консервационно-реставрационной деятельности; - основы реставрационной этики; - особенности полевой консервации археологических находок; - методы реставрации и консервации изделий из различных материалов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности; - применить при необходимости простейшие методы реставрации и консервации музейных предметов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы с нормативными правовыми документами по своей деятельности; - навыками по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающими физическую сохранность музейных собраний; - навыками работы с нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Реставрация и консервация: общие положения | ||||||
1.1. | Основные понятия реставрация и консервация: общее и особенное. Реставрация и консервация как важнейший вид деятельности по сохранению культурного наследия. | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | Основные понятия реставрация и консервация: общее и особенное. Реставрация и консервация как важнейший вид деятельности по сохранению культурного наследия. | Сам. работа | 7 | 4 | ||
1.3. | История становления реставрационно-консервационной деятельности. Основные реставрационные центры России; направления современных научных исследований. | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.4. | История становления реставрационно-консервационной деятельности. Основные реставрационные центры России; направления современных научных исследований. | Сам. работа | 7 | 4 | ||
1.5. | Проблемы теории и методологии реставрации: история развития различных реставрационных технологий. | Лекции | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.6. | Профессиональная деятельность консерватора-реставратора: специализация и вопросы этики | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.7. | Профессиональная деятельность консерватора-реставратора: специализация и вопросы этики | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.8. | Полевая консервация и реставрация археологических находок | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Реставрация и консервация музейных предметов: методы реставрации и консервации различных видов памятников (камень, стекло, металл, живопись, бумага и т.д.) | ||||||
2.1. | Реставрация и консервация предметов из камня, стекла и эмали | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.2. | Реставрация и консервация предметов из камня, стекла и эмали | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.3. | Реставрация и консервация предметов из керамики | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.4. | Реставрация и консервация предметов из дерева, кожи и кости | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.5. | Реставрация и консервация предметов из ткани | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.6. | Реставрация и консервация предметов из ткани | Сам. работа | 7 | 8 | ||
2.7. | Реставрация и консервация предметов меди и ее сплавов, олова и свинца | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.8. | Реставрация и консервация предметов меди и ее сплавов, олова и свинца | Сам. работа | 7 | 8 | ||
2.9. | Реставрация и консервация предметов из железа | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.10. | Реставрация и консервация предметов из железа | Сам. работа | 7 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.11. | Реставрация и консервация предметов из драгоценных металлов | Практические | 7 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.12. | Реставрация и консервация предметов из драгоценных металлов | Сам. работа | 7 | 8 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Общие положения и понятия консервации и реставрации. 2.Историческая эволюция практики и теории реставрации и консервации как процесс формирования их научных принципов. 3.История возникновения и развития отечественных реставрационных центров. Реставрационные центры в музеях. 4.Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея. 5.Состояние проблемы развития теории и методологии реставрации. 6.Становление основных принципов теории и методологии реставрации в России и за рубежом. 7.Сущность профессии консерватора-реставратора. 8.«Кодекс этики» Комитета по консервации Международного Совета по делам музеев (ICOM). 9.Этические кодексы реставраторов в странах Европы: общие черты и особенности. 10.Кодекс реставратора Санкт-Петербурга. 11.Проблемы и задачи полевой консервации. 12.Выемка из земли археологических материалов. 13.Полевая обработка археологического металла. 14.Полевая консервация изделий из текстиля, кости, кожи и дерева. 15.Породы и факторы разрушения камня. Категории археологических изделий из камня. 16.Способы очистки каменных изделий. 17.Состав стекла и эмали (хрусталя) и основные факторы их разрушения. Способы реставрации стекла и эмали. 18.Керамические материалы и воздействие на них окружающей среды. 19.Последовательность реставрации и консервация керамики. 20.Состав кости и факторы разрушения. 21.Реставрация костяных археологических предметов. 22.Структура животной кожи и факторы ее разрушения. 23.Реставрация и консервация археологических изделий из кожи. 24.Строение древесины и коры. Факторы разрушения. 25.Реставрация и консервация дерева и бересты. 26.Виды тканей растительного и животного происхождения и факторы их разрушения. 27.Последовательность реставрации и консервация ткани. 28.Свойства меди и ее сплавов. Основные стадии коррозии меди и бронзы. 29.Последовательность реставрации и консервация изделий из меди и бронзы. 30.Свойства олова и свинца. Факторы разрушения изделий из олова и свинца. 31.Реставрация и консервация изделий из олова и свинца. 32.Структура железа и факторы его разрушения в окружающей среде Основные стадии коррозии железа. 33.Последовательность реставрации и консервация железных археологических предметов. 34.Свойства золота и серебра. Факторы разрушения серебра. 35. Реставрация и консервация изделий из серебра. 36.Сплавы золота с другими металлами и методы их очистки. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Причины, характер и виды повреждений и разрушений памятников истории и культуры. 2.Основное содержание терминов: реставрация, консервация, реконструкция, поновление, фальсификация. 3.Эволюция термина «реставрация» в разные эпохи. 4.Международные нормативные документы по реставрационной этике, их цели и задачи. 5.Роль реставратора в музейной работе. 6.Условия хранения музейных памятников и консервация, их взаимосвязь. 7.Поновление памятника и научная реставрация: миф и реальность. 8.Естественно-научные методы исследований в реставрации, их возможности, значение и границы. 9.Методы сохранения и восстановления памятников в Древней Греции и Риме, их общность и различие. 10.Отношение к памятникам прошлого и своего времени в Средние века в Западной Европе, Византии и Руси, методы их сохранения и поновления. 11.Основные направления теоретической мысли в области сохранения памятников прошлого в конце XIX – начале XX вв. 12.Археологические исследования и их роль в развитии реставрационно-консервационной деятельности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практические задания: Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Отечественные реставрационные центры: история формирования и современная деятельность Вопросы: 1. История возникновения и развития отечественных реставрационных центров. 2. Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея: история и направления деятельности. 3. Реставрационные центры в отечественных музеях. Литература: Владимирова О.Ф. Основные принципы организации работы Отдела научной реставрации // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 124–126. Овчинникова Т.В. Реставрационные центры // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Том 2. С. 137–138. Уфимцев В.К. Эрмитажная школа реставрации: результаты, проблемы, перспективы // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 3–4. Хетагуров А.Н. История создания и развития Отдела научной реставрации ГИМ // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 127–136. Юсупова М.В. Химическая лаборатория и основные направления ее деятельности // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 137–140. Государственный Русский музей. Отдел реставрации экспонатов // http://www.artsstudio.com/restoration/restoratl.htm Отдел научной реставрации // http://www.shm.ru State Hermitage Museum: Information // http://www.hermitagemuseum.org Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Полевая консервация и реставрация археологических находок Вопросы: 1. Выемка из земли археологических материалов. 2. Полевая обработка археологического металла. 3. Полевая консервация изделий из текстиля, кости, кожи и дерева. Литература: Борисова Н.В. Из опыта работы с керамикой в условиях археологической экспедиции // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 20–23. Буршнева С.Г. Использование подручных материалов в полевой консервации // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 24–30. Кирьянов А.В. Консервация археологических предметов. М., 1960. С. 7–22. Минжулина Т.В. Первичная очистка и консервация предметов из органических материалов в полевых условиях // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 37–42. Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: Обзорная информация. Вып. I. Полевая консервация археологических находок в СССР и за рубежом. М., 1984. С. 5–23. Рыжова Ю.С. Проблемы реставрации археологической керамики // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 14–15. Итоговое практическое задание: Тема: Реставрация и консервация археологических предметов из железа Вопросы: 1. Последовательность реставрации археологических железных предметов. 2. Консервация железных археологических изделий. 3. Общие принципы консервации металлов. Литература Буршнева С.Г. Методика реконструкции фрагмента древнерусской кольчуги из Старой Ладоги // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 95–97. Воропай Л.М., Смирнова Н.В. Физико-химический анализ метода интенсивной промывки археологических экспонатов, выполненных из железа // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 154–158. Кирьянов А.В. Консервация археологических предметов. М., 1960. С. 46–56. Материалы научной конференции ВЦНИЛКР по реставрации. Консервации и хранению музейных экспонатов из металлов. М., 1969. Приложение V. С. 149–165. Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. Вып. I. Проблемы реставрации археологического металла. М., 1980. С. 12–27. Турищева Р.А., Самгина В.В. Консервация музейных предметов из черных металлов // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 23–29. Турищева Р.А. Изучение возможностей стабилизации археологического железа // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 30–33. Ширяков В.А. Реставрация археологического металла // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 105–108. Тестовые задания: 1. Слово реставрация обозначает? а) восстановление предмета + б) сохранение предмета в) воссоздание предмета 2. Чьи работы произвели революцию в деле реставрации? а) Александра Скотта б) Фридриха Ратгена + в) Колина Финка 3. Какие материалы являются универсальными и для реставрации и для консервации предметов? а) кислоты б) парафин в) полимерные смолы + 4. Что в наибольшем количестве поражает предметы, находящиеся в земле? а) бактерии б) хлориды + в) соли 5. Предметы, из каких металлов более устойчивы к коррозии? а) медь б) серебро + в) железо |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кимеева Т.И., Окунева И.В. | Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: учебное пособие | Кемерово : КемГУКИ, 2009 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Фармаковский М.В. | Консервация и реставрация музейных коллекций: | Москва : Типография "Красный печатник", 1947 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горбунов В.В., Тишкин А.А. | Научно-фондовая работа в музее : учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Кулемзин А.М. | Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: учебное пособие | Кемерово : КемГУКИ, 2009 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Кодекс этики Комитета по консервации Международного Совета по делам музеев ICOM // http://www.cathedral.ru | |||
Э2 | Особенности оценки произведений искусства // http://www.jewellery-art.ru/stst_2.html | |||
Э3 | Отдел научной реставрации // http://www.shm.ru | |||
Э4 | Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) // http://rosohrancult.ru | |||
Э5 | State Hermitage Museum: Information // http://www.hermitagemuseum.org | |||
Э6 | Кодекс реставратора Санкт-Петербурга // http://www.cathedral.ru | |||
Э7 | Государственный Русский музей. Отдел реставрации экспонатов // http://www.artsstudio.com/restoration/restoratl.htm | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью консервационно-реставрационной работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с историей формирования консервационно-реставрационной деятельности, с основами теории и методологии реставрации, с особенностями полевой консервации археологических находок; обратить внимание на методы реставрации и консервации изделий из различных материалов, на особенности составления и заполнения реставрационной документации; уяснить понятия «консервация» и «реставрация», основы реставрационной этики, простейшие методы реставрации и консервации музейных предметов. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Реставрация и консервация: общие положения» и «Реставрация и консервация музейных предметов: методы реставрации и консервации различных видов памятников (камень, стекло, металл, живопись, бумага и т.д.)», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Основы музейной реставрации», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |