МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые информационные ресурсы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.05.01. Экономическая безопасность (специальность)
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Селиверстов С.И.

Рецензент(ы):
д-р экон.наук, профессор, Дубина И.Н.

Рабочая программа дисциплины
Мировые информационные ресурсы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целями учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы» являются формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков работы с современными информационно-коммуникационными технологиями, ознакомление с принципами и методами функционирования мировых информационных ресурсов, а также с возможностями их использования в различных областях экономики и бизнеса.
Задачами изучения дисциплины являются:
• познакомить студентов с определением, классификацией и характеристиками информационных ресурсов;
• рассмотреть основные технологические принципы функционирования мировых информационных ресурсов на основе глобальной сети Internet;
• познакомить с организационными и экономическими аспектами работы с информационными ресурсами и методами оценки эффективности их использования;
• дать представление об особенностях информационного бизнеса, сегментах и участниках информационного рынка, особенностях формирования цен на информацию и информационные услуги;
• познакомить с правилами и особенностями поиска информации в профессиональных БД и Internet; рассмотреть возможности применения ресурсов Internet в бизнесе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12: способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о перспективах развития мировых информационных ресурсов,
основные принципы работы современных информационных технологий в сетях различного уровня,
принципы организации различных сервисов сети Internet

3.2.Уметь:
3.2.1.работать с различными информационными ресурсами и технологиями,
применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы в корпоративных информационных системах и глобальных компьютерных сетях
использования в профессиональной деятельности сетевых средств поиска и обмена информацией

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекции
1.1. Общие принципы работы с информационными ресурсами Лекции 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основы Internet-технологии Лекции 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Организационные и экономические аспекты работы с информационными ресурсами Internet Лекции 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Коммуникационные сервисы Internet Лекции 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Поиск информации в Internet Лекции 1 4 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Поиск информации в Internet Сам. работа 1 10 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Основы коммерческого использования информационных ресурсов Лекции 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Основы коммерческого использования информационных ресурсов Сам. работа 1 8 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Элементы Internet -бизнеса. Лекции 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Элементы Internet -бизнеса. Сам. работа 1 8 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Базовые инструменты и принципы создания web-документов Лекции 1 4 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Базовые инструменты и принципы создания web-документов Сам. работа 1 12 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Лабораторные работы
2.1. Основные функции, режимы работы и настройки браузера Internet Ехр1оrer. Сохранение Web-страниц для просмотра в автономном режиме. Сохранение файлов и работа с ними. Копирование и перенос информации в различные приложения Microsoft Office. Адресация и навигация в Internet Лабораторные 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Оценка качества интернет-ресурсов Лабораторные 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Работа со специализированными БД в Internet. Электронные библиотеки и каталоги. БД с финансовой информацией. Информация о коммерческих предложениях. Лабораторные 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Доменная система имен Лабораторные 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Коммуникационные сервисы Internet. Электронная почта. Мэйлеры Pegasus Mail и Outlook Express. Начальные установки и основные функции. Работа со списками рассылок Лабораторные 1 4 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Загрузка файлов по FТР. Поиск необходимых файлов. Поиск информации в Internet. Поисковые системы и каталоги Лабораторные 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Поиск информации в интернет. Поисковые системы и каталоги. Российские поисковые системы Лабораторные 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Анализ рынка компьютерной техники с помощью ресурсов Интернет Лабораторные 1 2 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Создание web-страниц с помощью языка разметки документов HTML Лабораторные 1 4 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Самостоятельная работа
3.1. Расчет коэффициентов информационной доступности государственных информационных ресурсов (по вариантам). Подготовка отчета по результатам иссделования и презентации доклада. Сам. работа 1 14 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Законодательство в сфере Интренет. Авторское право. Изучение материаов и подоготовка доклада по заданной теме. Сам. работа 1 14 ОК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС МИР_ЭБ_12.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Ошкало, И. Н. Дубина, С.В. Шаповалова Мировые информационные ресурсы для экономистов : учеб. -практ. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.2 А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов Мировые информационные ресурсы: учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453024
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Антоненко, А.П. Томашевский, Р.Г. Прокди. Антоненко, М.В. Интернет. Полное руководство [Электронный ресурс] : руководство : руководство Санкт-Петербург : Наука и Техника , 2013 https://e.lanbook.com/book/51542
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Мировые информационные ресурсы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1288
Э2 http://gks.ru – сервер Росстата
Э3 http://htmlbook.ru/ – электронный учебник по html «Для тех, кто делает сайты»
Э4 http://nic.ru – центр регистрации доменов РФ
Э5 http://cctld.ru – координационный центр поддержки доменов RU и РФ
Э6 http://bookhtml.ru – электронный учебник по html
Э7 http://www.citforum.ru — центр информационных технологий МГУ
Э8 http://www.informika.ru –– сайт ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций.
Э9 http://b2b.infos.ru/ – новости электронной коммерции
Э10 http://www.business2business.ru – межкорпоративный бизнес в Интернет
Э11 http://www.i-commerce.ru/ – индивидуальная электронная коммерция
Э12 http://www.cyberplat.ru/ – система Cyberplat
Э13 http://www.i-b.ru/ – каталог Электронный бизнес
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой.
По каждой теме студент должен выполнить лабораторную работу и подготовить отчет о лабораторной работе. Посещение лабораторных занятий является для студента обязательным.
К зачету по курсу «Мировые информационные ресурсы» допускаются студенты, выполнившие и защитившие все лабораторные работы в течение семестра. Лабораторная работа требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием специальной учебной литературы.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.