МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психокоррекционная деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, декан ФПП, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психокоррекционная деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Психокоррекционная деятельность» является :
раскрытие содержания модели психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности и овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий.
раскрытие содержания методов психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности и овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками по применению различных психокоррекционных методов в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.51

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15 способностью осуществлять диагностику проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий
ПСК-2 оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методологические подходы решения проблем, обеспечивающие повышение эффективности психокоррекционной деятельности
основные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
основные теоретические подходы к организации психокоррекционной деятельности в практической деятельности психолога
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять, реализовывать и осуществлять оценку эффективности психокоррекционных программ в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения
владеть индивидуальными и групповыми формами работы с детьми
проводить психопрофилактическую работу.
уметь характеризовать основные методы коррекционной работы в школе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями организации основных методов и приемов коррекционной работы в школе,
основными методами и приемами коррекционной работы в школе, а также организацией профилактической работы,
средствами и формами проедения психопрофилактической психокоррекционной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы психкоррекционной деятельности.
1.1. Предмет психолого-педагогической коррекции, виды. Классификация психокоррекционных мероприятий Характеристика психокоррекционных ситуаций. Лекции 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию Сам. работа 10 4 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Основные принципы психолого-педагогической коррекции Лекции 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.4. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия Практические 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Раздел 2. Анализ психодиагностической информации и составление программ психолого-педагогической коррекции
2.1. Анализ психодиагностической информации Лекции 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Анализ психодиагностической информации Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Принципы составления психокоррекционных программ. Характеристика видов программ психолого-педагогической коррекции Лекции 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Принципы составления психокоррекционных программ. Характеристика видов программ психолого-педагогической коррекции.) Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Основные требования к составлению психокоррекционных программ. Лекции 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.6. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных мероприятий Лекции 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Основные требования к составлению психокоррекционных программ. Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л2.3
2.8. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных мероприятий Сам. работа 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
3.1. Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция Лекции 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Коррекционное воздействие в классическом психоанализе: классический психоанализ З.Фрейда. Техники психоанализа Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.4. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А.Адлера. Техники аналитической индивидуальной психокоррекции Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.5. Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Основные понятия клиент-центрированного подхода. Техники клиент-центрированного подхода Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Логотерапия и ее техники Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Основные понятия и положения экзистенциального подхода. Основные задачи психолога и техники экзистенциального направления. Сам. работа 10 4 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.8. Когнитивное аналитическое направление и его техники.Этапы и техники когнитивной коррекционной работы. Сам. работа 10 6 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3
3.9. Трансактивный анализ Э.Берна. Структура трансактивного анализа Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л2.1
3.10. Сущность и техники гештальттерапии Ф.Перлза. Характеристика механизмов нарушения процесса саморегуляции. Позиция психолога. Сам. работа 10 9 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.11. Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция. Когнитивное направление. Характеристика техник гештальттерапии. Трансактивный анализ Сам. работа 10 8 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. Основные психолого-педагогические подходы. Методы и средства психолого-педагогической коррекции..
4.1. Групповые и индивидуальные формы работы Лекции 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Групповые и индивидуальные формы работы Практические 10 1 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Составление, проведение и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ Лекции 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Составление, проведение и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ Практические 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.5. Основные психолого-педагогические подходы. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Лекции 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.2, Л2.2
4.6. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Игротерапия. Арттерапия. Музыкотерапия Сам. работа 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Методы и средства психолого-педагогической коррекции. Сказкотерапия. Проективный рисунок. Куклотерапия Практические 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.8. Методы и средства психолого-педагогической коррекции. Библиотерапия и Танцевальная терапия Сам. работа 10 8 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Психогимнастика Сам. работа 10 8 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.10. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Психодрама и Методы поведенческой психокоррекции/ Сам. работа 10 10 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.11. Составление и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ Сам. работа 10 10 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Раздел 5. Психопрофилактика и ее основные принципы
5.1. Понятие психопрофилактики и психогигиены. Основные принципы психопрофилактики. Характеристика направлений психопрофилактической работы. Содержание психопрофилактической работы психолога в школе. Лекции 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Понятие психопрофилактики и психогигиены. Основные принципы психопрофилактики. Характеристика направлений психопрофилактической работы. Содержание психопрофилактической работы психолога в школе. Практические 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.3. Основные принципы психопрофилактики. Характеристика направлений психопрофилактической работы. организаций Практические 10 2 ПК-15, ПСК-2 Л1.1, Л2.2
5.4. Содержание психопрофилактической работы психолога в школе. Практические 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Основные принципы психопрофилактики. Характеристика направлений психопрофилактической работы. Содержание психопрофилактической работы психолога в школе Сам. работа 10 10 ПК-15, ПСК-2 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.6. Экзамен 10 27 ПК-15, ПСК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Прилложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Прилложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Прилложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: : учебное пособие для вузов М.: ТЦ Сфера, 2007
Л1.2 Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник для бакалавров : студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : : учебное пособие для вузов М. : Юрайт, , 2013
Л1.3 Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции : учебное пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вачков Игорь Викторович Групповые методы в работе школьного психолога: : Учебно-методическое пособие 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2006
Л2.2 Вачков Игорь Викторович Сказкотерапия: Развитие самосознния через психологическую сказку : Учебно-методическое пособие 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2013
Л2.3 Локалова, Н.П Школьная неуспеваемость : причины, психокоррекция, психопрофилактика : учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей СПб. : Питер, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань»: e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
При работе с интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, выходные данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает никакой критики, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где вы можете найти много текстов, посвященных рассмотрению изучаемого материала. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометки на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.
При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом практического занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки. Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу. Приветствуется использование интернет-ресурсов. Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для интернет-ресурсов – адрес (URL). При подготовке развернутого ответа рекомендуется составить план, включить в него цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, в первую очередь, необходимо его прочитать минимум 2-3 раза, попытаться понять его содержание.
При подготовке к текущей и промежуточной аттестации рационально используйте время. Сначала ознакомьтесь с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять части. Читайте учебники и научную литературу. Обращайтесь к справочной литературе. При подготовке ответа на вопрос сначала составьте план. Помните, что ваш ответ – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не старайтесь всё выучить наизусть – это невозможно. Старайтесь понять суть, излагайте ее собственными словами. Иллюстрируйте теоретические положения собственными наблюдениями.
Для стимулирования деятельности студентов представляется целесообразным использовать в работе так называемый лист достижений студента, основанный на приеме модуляризации обучения, которая представляет собой разбивку дисциплин на относительно небольшие составляющие, именуемые ''модулями". Такие "модули" складываются из методических руководств по изучению учебных дисциплин, предлагаемых тем, которые образуют фрагменты дисциплин, и комплекса для их решения.
Изучение курса «Психолого-педагогической коррекции» предполагает последовательное изучение следующих тем, в дальнейшем именуемых модулями:
1. теоретические основы психолого-педагогической коррекции;
2. анализ психодиагностической информации и составление программ психолого-педагогической коррекции;
3. основные направления в психолого-педагогической коррекции;
4. групповые и индивидуальные формы работы;
5. основные психолого-педагогические подходы. Методы и средства психолого-педагогической коррекции;
6. психопрофилактика и ее основные принципы.
Структуру каждого модуля составляют обязательные виды деятельности, по которым студент будет оцениваться. Каждому разделу деятельности соответствует определенное количество баллов.
Для освоения модулей курса студент должен будет выполнить следующие виды работ:
1. посещение занятий;
2. творческая работа студента на семинарских и практических занятиях;
3. разработка, реализация и оценка эффективности психокоррекционных программ;
тренингов. Составление отчета.
4. выполнение диктантов, контрольных работ, тестов;
5. выполнение научно-исследовательских, методических, волонтерских и прочих;
проектов.
6. участие в работе конференций, тематических семинарах, конкурсах и пр.