МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фактологию исторической науки (эпохальные события отечественной и всемирной истории).
Движущие силы и закономерности развития исторического процесса.
Базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять причинно-следственные связи.
Разделять понятия «повод», «предпосылка», «причина», «значение», «последствия».
Определять значение и последствия деятельности великих личностей в российской и всемирной истории.
Осуществлять информационно-поисковую деятельность применитльно к содержанию изучаемой дисициплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Критического анализа исторической информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире.
2.1. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII вв. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.2. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.3. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение земель Великоросии в конце XIV - сер. XVI вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Сам. работа 1 3 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
4.3. Смутное время в истории России. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII вв. в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII вв. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
5.3. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
5.4. "Просвещенный абсолютизм" в России и мире. Военно-полицейский режим Павла I. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Россия и мир в XIX в. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Внешняя политика России в XIX в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.4. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.5. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI вв.
7.1. Модернизация российской экономики на рубеже XIX - XX в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.2. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.3. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.4. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.5. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.6. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.7. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.8. Мир после Второй мировой войны. истоки "холодной войны" (семинар - круглый стол). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.9. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.10. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. История: учебное издание для бакакалавров "Дашков и К" // ЭБС "Лань", 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анашкин, А. П.; Демчик, Е. В.; Дьяченко, Ю. С.; Разгон, В. Н.; Храмков, А. А. История России ХХ - начало XXI в.: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
Л2.2 науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
Л2.3 отв. ред. Пулько Г.Н. Всемирная история в 2 частях. История Нового и Новейшего времени: Учебник для академического бакалавриата Научная школа: Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург) // ЭБС "Юрайт", 2017 г. biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Колокольцева, Наталья Юрьевна Учебная программа курса "История" : для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Учебная программа курса Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э2 Всемирная история historic.ru
Э3 Интернет-библиотека Гумер www.gumer.info
Э4 История государства statehistory.ru
Э5 История России www.historymffl.com
Э6 Книжная поисковая система www.ebdb.ru
Э7 Материалы по русской истории www.magister.msk.ru
Э8 Мировая цифровая библиотека www.wdl.org
Э9 Мир истории gpw.tellur.ru
Э10 Музеи России www.museum.ru
Э11 Отечественная история www.lants.tellur.ru
Э12 Утерянная империя lost-empire.ru
Э13 Хронос www.hrono.ru
Э14 Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории www.histerl.ru
Э15 Электронный журнал «Родина» istrodina.com
Э16 Курс «История» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение