МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-4-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 227
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 227 227 227 227
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
к.иск., доц., А.Г. Степанская

Рецензент(ы):
к.иск., доц., И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История искусств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
сформировать у студентов представление о специике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
Задачи курса:
- формирование представлений о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- изучение понятий и терминов искусствоведения, основ художестсвенного языка искусства;
- формирование знаний об основных эпохаха истории мирового искусства, их хронологии;
- развитие у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-2 способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-6 готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория искусства. Искусство древних цивилизаций. Древнерусское искусство
1.1. Введение в историю искусства Лекции 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.2. Виды и жанры искусства Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Общая характеристика истории мировой художественной культуры Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Происхождение искусства Практические 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Наскальная живопись как феномен певобытного искусства Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Первобытная культура Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Мегалитические памятники в мировом искусстве Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Киевская Русь. Принятие христианства как начальный отсчет древнерусского искусства. Лекции 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6
1.9. Архитектурные школы Древней Руси Лекции 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6
1.10. Живопись домонгольской Руси. Сам. работа 1 10 ОК-6, ПК-2, ПК-6
Раздел 2. История искусства Средних веков
2.1. История искусства Средних веков Лекции 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6
2.2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках Практические 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6
2.3. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Лекции 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6
2.4. Германия и Италия в XII-XV веках Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6
2.5. Славянские государства и Византия в XIV -XV веках Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6
2.6. Культура Западной Европы в XI – XV веках Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6
2.7. Индийское средневековое искусство Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6
2.8. Средневековое искусство Китая и Японии Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6
Раздел 3. Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение
3.1. Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в. Лекции 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в. Практические 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6
3.3. Основные художественные центры итальянского Ренессанса Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6
3.4. Мастера эпохи Выского Возрождения Сам. работа 1 34 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Формальные и содержательные особенности искусства Северного Возрождения Сам. работа 1 4 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Жанры изобразительного искусства Северного Возрождения Сам. работа 1 10 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Заключение. Основные тенденции развития искусства постсоветского периода. Лекции 1 2 ОК-6, ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Влияние готического искусство на сложение художественных традиций Северного Возрождения Лекции 1 2 ОК-6, ПК-2, ПК-6
3.9. Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в. Сам. работа 1 40 ОК-6, ПК-2, ПК-6
3.10. Художники эпохи Возрождения Сам. работа 1 40 ОК-6, ПК-2, ПК-6
3.11. Архитектура эпохи возрождения Сам. работа 1 23 ОК-6, ПК-2, ПК-6
Раздел 4. Искусство ХХ века
4.1. Архитектура Запада ХХ в. Творчество Ле Корбюзье. Школа Баухауза. Л. Мис ван дер Роэ. Архитектура в 50-70-е гг. ХХ века. Современные тенденции в развитии архитектуры Лекции 1 2 ОК-6, ПК-2, ПК-6
4.2. Абстракционизм в ХХ в. Художественная группа «Синий всадник». Художественная группа «Мост». Экспрессионизм. Практические 1 1 ОК-6, ПК-2, ПК-6
4.3. Кубизм.Творчество П. Пикассо. Сам. работа 1 6 ОК-6, ПК-2, ПК-6
4.4. Искусство Англии ХХ в. Сам. работа 1 6 ОК-6, ПК-2, ПК-6
4.5. Современное искусство США. Сам. работа 1 10 ОК-6, ПК-2, ПК-6
4.6. Экзамен 1 9 ОК-6, ПК-2, ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine .- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. - Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э4 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hermitagemuseum.org
Э5 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
Э6 Курс «История культуры и искусства» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной, так и в электронной и мультимедийной формах.