МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математическая экономика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. - физ. мат. наук, Доцент, Исаева О.В.

Рецензент(ы):
канд. - физ. мат. наук, Доцент, Половникова Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Математическая экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Шваков Е.Е

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Шваков Е.Е

1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с основными методами анализа сложных экономических процессов и построения соответствующих математических моделей;
изучение с основными типовыми моделями микро- и макроэкономики;
подготовка к изучению и применению аналитических методов в экономике и самостоятельному изучению тех разделов математики, которые могут потребоваться дополнительно в практической и исследовательской работе;
формирование у студентов навыков анализа фундаментальных понятий с абстрактно-математической точки зрения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23: способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
ПК-24: способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные математические идеи и методы математического моделирования в экономике;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные понятия применяемые в типовых формальных моделях основных разделов курса;
переводить на формальный язык простейшие проблемы, поставленные в терминах предметной области;
применять методы сбора, анализа и обработки данных для решения типовых профессиональных задач в экономике;
исследовать математические модели, более высокого уровня сложности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.перевода на математический язык простейших проблем, поставленные в терминах предметной области, и использовать превосходства этой переформулировки для их решения;
демонстрирования способности к абстракции, в том числе умение логически развивать отдельные формальные теории и устанавливать связь между ними;
владеть методами сбора, анализа и обработки данных для решения типовых профессиональных задач в экономике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математическое программирование в экономике
1.1. Линейное программирование Лекции 6 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Основные теоремы двойственности Лекции 6 1 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Нелинейное программирование Лекции 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
1.4. Метод динамического программирования Лекции 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
1.5. Оптимизация распределения капитальных вложений между предприятиями методом динамического программирования Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
1.6. Геометрическая интерпретация и графический метод решения задачи линейного программирования Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
1.7. Геометрическая интерпретация и графический метод решения задачи нелинейного программирования Лабораторные 6 4 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
1.8. Сам. работа 6 14 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Основы финансового менеджмента
2.1. Элементы финансовой математики Лекции 6 2 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Задачи оптимизации рискового и безриского портфеля Лекции 6 1 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Оценка инвестиционных процессов Лекции 6 1 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Эквивалентные процентные ставки. Эффективная ставка. Учет инфляции. Финансовая эквивалентность обязательств Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
2.5. Элементы финансовой математики Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
2.6. Оценка инвестиционных процессов Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
2.7. Сам. работа 6 14 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Математические модели в страховании
3.1. Основные понятия и сущность страхования Лекции 6 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Актуарные расчеты Лекции 6 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Таблицы смертности и страховые вероятности. Коммутационные функции. Страховые аннуитеты Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Решающее правило Байеса. Единовременная рисковая премия; распределенный риск; комбинированное страхование; рисковая надбавка; комплексное решение основных актуарных задач Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Сам. работа 6 14 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Моделирование управленческих решений в экономике
4.1. Оптимизационные модели экономической динамики; математическая модель оптимальных управляемых процессов, общие постановки задачи оптимального управления для непрерывных и дискретных процессов Лекции 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
4.2. Общая постановка задачи оптимального управления для непрерывных и дискретных процессов Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
4.3. Сам. работа 6 14 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Оптимизационные модели микро и макроэкономики
5.1. Модель «затраты–выпуск». Открытые и замкнутые модели Леонтьева. Прямые и косвенные затраты. Макроэкономические производственные функции. Модель Солоу. Динамические линейные модели. Модель Неймана Лекции 6 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
5.2. Модель потребительского выбора. Функция полезности потребителя. Карта кривых безразличия. Бюджетное множество и бюджетное ограничение. Уравнение Слуцкого Лекции 6 1 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
5.3. Математические модели макроэкономики Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
5.4. Математические модели микроэкономики Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
5.5. Производственные функции Лабораторные 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3
5.6. Сам. работа 6 10 ПК-23, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС _МЭ_ПИэ_2018-12.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравец О.Я., Моисеев С.И., Кустов А.И. Основы математической экономики: практикум: учеб. пособие Воронеж: Научная книга, 2007
Л1.2 Четыркин Е.М. Финансовая математика: учебное пособие М.: Дело, 2001
Л1.3 Королев А.В. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6D79329C-E5ED-4CEC-B10E-144AE1F65E43
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов Б.Т. Математика: учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Байкин А.А. Математическая экономика: рабочая прогр. и задания для семинар. занятий для студентов экон. спец. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.intuit.ru – сервер интернет-университета Интуит
Э2 www.library.ru - Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Э3 www.spsl.nsc.ru - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН
Э4 www.rsl.ru - Российская Государственная Библиотека
Э5 www.akunb.altlib.ru - АКУНБ им. В.Я. Шишкова
Э6 www.nlr.ru - Российская Национальная библиотека
Э7 www.alleng.ru/edu/math9.htm - Информационно-справочный портал «Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам»
Э8 курс в MOODL https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4092
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice, MicrosoftWindows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный материал курса «Математическая экономика», разбит на разделы и темы, изучение которых ориентированно на работу со списком основной и дополнительной литературы (см. соответствующий раздел РПД).
Изучение курса предусматривает проведение лекционных, практических и лабораторных занятий. Подготовка к практическому занятию предполагает решение комплекса типовых заданий (определяет ведущий преподаватель) по соответствующей теме и подготовка ответов на ряд теоретических вопросов.
В некоторых лабораторных работах задания по теме для решения следует формулировать, подставив в текст задания вместо определённых параметров номер своего варианта (требуется уточнить у ведущего преподавателя). Если для выполнения упражнения требуются графические построения, то необходимо: подписать координатные оси, выбрать подходящий масштаб по каждой из осей и аккуратно выполнить чертеж. Каждая лабораторная работа содержит пять заданий и оценивается по 4-х баллной шкале.
Форма итоговой аттестации по дисциплине – зачет с оценкой.
К зачету по курсу «Математическая экономика», допускаются студенты, выполнившие и защитившие в течение семестра (курса обучения) все лабораторные работы (необходимый минимум требуется уточнить у преподавателя).