МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль 2)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, ЛюбимоваО.М.

Рецензент(ы):
д.псх.н., профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль 2)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование нравственной, этической, мировоззренческой позиции профессионала-психолога, повышение уровня его личностной зрелости средствами предметной деятельности
• Формирование общепсихологических представлений студента о структуре, динамике, процессах сознания и самосознания личности с позиций современного уровня развития психологической науки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.50

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-19 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования
ПК-20 способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования
ПК-25 способностью осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и служащих
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о содержании основных теоретико-методологических концепциях исследования сознания, самосознания; представление об организации смысловой семантики сознания: динамике, основные процессы сознания, самосознания; механизмы динамики запуска смысловых процессов-с целью пропаганды психологического знания


3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать причинно-следственные, системные взаимосвязи между социально-культурной средой и психическими явлениями, процессами, состояниями, свойствами; выстраивать коммуникативные стратегии адекватные актуальной ситуации общения; опознавать , выделять описывать в специализированных терминах в повседневной практике феномены самосознания ; сопоставлять данные объективного и субъективных анализа жизни и болезни.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессионально важными навыками публичного научного выступления и групповой дискуссии; соответствующим профессиональным тезаурусом: самосознание, самопознание, саморазвитие, самовоспитание, смысл, личностные ценности и др. и др.; навыком критического анализа научного текста;
способностью к выявлению специфики психического функционирования сознания и самосознания человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология сознания
1.1. Сознание как высшая форма психики человека. Лекции 2 1 ПК-25 Л1.8, Л2.3, Л2.9, Л2.6, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.2. Сознание как функциональная система Лекции 2 1 ПК-25 Л2.9, Л2.6, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.3. Анализ психологической структуры сознания. Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.6, Л2.11, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.4. Состояния сознания.Сознательное и бессознательное. Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.6, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.5. Самосознание человека. Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л2.6, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.6. Психологический анализ «Я-концепции». Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.1, Л2.6, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.7. Общепсихологические характеристики рефлексии. Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.8
1.8. Методы исследованиея самосознания. Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.9. Динамика смысловых процессов. Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.6, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л2.8
1.10. Особенности процесса семантизации информационных стимулов. Лекции 2 2 Л2.9, Л2.1, Л2.11, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л1.5, Л1.6, Л2.8
1.11. Сознание как проблема нейропсихологии. Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.4, Л2.10, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.12. Дифференциальная защита структур самосознания. Психологические защиты Лекции 2 2 ПК-25 Л2.9, Л2.7, Л2.1, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.8
1.13. Изменения состояния сознания и модификация памяти. Практические 2 4 ПК-25 Л2.9, Л2.4, Л2.7, Л2.10, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.8
1.14. Организация смысловой семантики сознания Практические 2 4 ПК-25 Л2.9, Л2.4, Л2.7, Л2.10, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л1.5, Л2.8
1.15. Эмпирические методы исследования смысловых образований личности Практические 2 4 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л2.8
1.16. Уровни и единицы самосознания Практические 2 4 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л2.8
1.17. Дифференциальная защита структур самосознания Практические 2 4 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.7, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.5, Л2.8
1.18. Поступок как точка пересечения деятельностей Практические 2 4 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л1.5, Л2.8
1.19. Динамика смысловых процессов Практические 2 4 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л1.5, Л2.8
1.20. Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы Практические 2 6 ПК-25 Л2.9, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л1.5, Л2.8
1.21. «Жизнь после поступка» (Практическое занятие по материалам художественного фильма) Сам. работа 2 10 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.7, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л2.8
1.22. Дифференциальная защита структур самосознания Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.4, Л1.5
1.23. Эмпирические методы исследования смысловых образований личности Сам. работа 2 11 Л2.1, Л1.5, Л1.6
1.24. Методика исследования структуры самосознания личности (МИСС) Сам. работа 2 10 ПК-25 Л2.9, Л2.1, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л2.8
1.25. Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. Сам. работа 2 10 ПК-25 Л2.9, Л2.7, Л2.6, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л2.8
1.26. Развитие навыков самопонимания студентов-психологов (практическое занятие) Сам. работа 2 10 ПК-25 Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л2.11, Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л1.7, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Роль личности при необходимости адаптации человека к изменившимся условиям его социального бытия (по статьям Анциферовой Л.И)
2. Проблема понимания «личности» в современной психологии.
3. Психологическое здоровье личности.
4. Развитие личности.
5. Категория «смысла» в современной психологии: форма существования в сознании и психосемантические различия в строении.
6. Большая и малая динамика смысловых процессов.
7. Способы трансформации смысловой сферы личности.
8. Смысловая сфера личности (статьи Б.С. Братуся)
9. Самопознание и самопонимание человека: отличие и основные направления исследования
10. «Самосознание личности» в работах отечественных психологов.
11. «Конфликтный личностный смысл Я» как единица самосознания личности.
12. Категория «Личностные ценности» в психологии.
13. Психология переживания. Переживание как деятельность личности по преодолению критических ситуаций своего бытия.
14. «Человек» как предмет современной психологии.
15. Значение категорий «нравственность», «этика», «вера» для психолога–практика.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
предстален в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Р. Лурия Основы нейропсихологии: учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2009 www.lib.asu.ru
Л1.2 сост. и коммент. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.- История психологии, XX век.: хрестоматия для высш. шк М. : Академ. Проект, 2002 www.lib.asu.ru
Л1.3 Л. Д. Столяренко Основы психологии: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Феникс, 2008 www.lib.asu.ru
Л1.4 Чуприкова Н. И. Психика и психические процессы : сис¬тема понятий общей психологии : Психология субъекта Москва: Языки славянской культуры|Знак, , 2015 biblioclub.ru
Л1.5 Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе : Москва: Когито-Центр, 2010 biblioclub.ru
Л1.6 Залевская, А.А. Значение слова через призму эксперимента : Москва : Директ-Медиа, 2013 ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210598
Л1.7 Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний: Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний - Москва: Институт психологии РАН, 2009 biblioclub.ru
Л1.8 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Моросанова, Варвара Ильинична Самосознание и саморегуляция поведения : учебное пособие РАН, Институт психологии, Российская академия образования, Психологический институт. - М. : Ин-т психологии РАН, -, 2007.
Л2.2 Естественно-научный подход в современной психологии : Москва: Институт психологии РАН, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.4 РГУ Нейропсихология: практикум Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010
Л2.5 Столин В.В. Самосознание личности: МГУ, 1983
Л2.6 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность : монография Издательство ЛКИ, 2008
Л2.7 Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте Клиническая нейропсихология: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.8 Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму в г. Москве — сентябрь 1975 г. : Москва : Книжная фабрика №1, 1975 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447964
Л2.9 В. Г. Крысько Общая психология в схемах и комментариях: [учеб. пособие] СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.10 Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В. и др Нейропсихология индивидуальных различий : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования: М. : Издательский центр «Академия», 2011
Л2.11 Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко Общая психология : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Общая психология (модуль 2)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.lib.asu.ru, www.gumer.info/bibliotek_Buks/psihol/_Index.php, www.koob.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ,
поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. Особое внимание следует уделять разделам, посвященный теоретико-методологическим подходам к конструированию модли самоотношения. Как показывает опыт, эти темы представляются наиболее трудными для самостоятельного изучения студентом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.
При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:
• составить план материала,
• при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
• подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
• время доклада или выступления – 5-6 минут
• после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
• Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)
• Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ

• Тестирование в учебном процессе используется в целях текущего, промежуточного контроля знаний студентов.
• Оценочные материалы содержат вопросы по материалу всего курса (промежуточная аттестация) или части курса (текущая аттестация) и носят компетентностно-ориентированный характер.
• В целях подготовки к текущей/промежуточной аттестации, студенту следует просмотреть все имеющиеся и рекомендуемые материалы, представленные в печатном или электронном виде. Если какая-либо тема вызывает затруднения при самостоятельном изучении, необходимо вынести ее обсуждение на занятии/консультации, предварительно сообщив об этом преподавателю.
• За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1балл.
• Выполнение тестовых заданий позволяет оценить уровень знаний студентов и выявить возможные пробелы. Большое количество допущенных ошибок (более 50%) свидетельствует о недостаточно полном усвоении материала. На тестирование отводится 60 минут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

• Ознакомится со списком литературы по теме, связанной с выполнением задания
• Выписать и выучить термины, связанные с темой
• Выбрать и отсмотреть стимульный материал (фильм и пр.)
• Выбрать эпизоды, иллюстрирующие необходимые по заданию психологические феномены
• При наличии возможности обсудить свои предположения с партнерами
• Подготовить аргументы, почему тот или иной стимульный материал иллюстрирует заявленный психологические феномен. Подготовить ответ, с использованием специализированных терминов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
успешное прохождение промежуточной аттестации подразумевает наличие 3х компонентов за период изучения дисциплины.
1. Успешное прохождение теста (свыше 50% заданий)
2. Выполнение всех практических заданий.
3. Устный ответ при прохождении итоговой промежуточной аттестации.
Итоговая оценка выводится на основания факта наличия 1 и 2 компонента, качества ответа промежуточной аттестации, где возможна дифференциация оценки по 100 бальной шкале.