МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий психологический практикум (модуль 1)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость1 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 28
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 6 4 6
Сам. работа 28 26 28 26
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Общий психологический практикум (модуль 1)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандитат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой кандитат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение студентами знаний о специфике качественного подхода в психологическом исследовании. Знакомство и формирование навыков применения с базовых методов исследования в психологии: наблюдение, опрос, анкетирование.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.20

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-7: способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. перечень качественных методов используемых в психологии и технологию применения
 теоретико-методологические основания, на которых конструируется каждый метод или методика психологического исследования,
 механизмы и факторы, влияющие на процесс презентации миру внутренних психических содержаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять программу и самостоятельно проводить исследование, используя изученные в рамках спецкурса методы, анализировать и интерпретировать результат;
сопоставлять, обобщать данные, полученные в результате применения разных типов методик, представлять полученные данные на разных типах шкал;
оформлять окончательный вариант психологической характеристики, с выводами и рекомендациями для ее пользователя.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками составления программы психологического исследования с помощью методов: контенг-анализ, анкетирование, опрос, интервью, анализа ранних детских воспминаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания использования качественных методов в психологическом исследовании.
1.1. Использование метода наблюдения в психологическом исследовании. Общая характеристика метода наблюдения Практические 2 2 Л2.4, Л2.6, Л1.6
1.2. Метод наблюдения при анализе невербальной коммуникации. Сам. работа 2 4 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4, Л1.6
1.3. Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании. Беседа как метод сбора основной и дополнительной информации. Практические 2 2 Л2.5, Л1.6, Л1.7
1.4. Биографический метод в психологическом исследовании. Метод анализа ранних детских воспоминаний. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.4, Л1.6, Л1.7
1.5. Метод контент-анализа. Сам. работа 2 6 Л1.3, Л2.5, Л1.6
1.6. Психологический анализ рисунка. Рисунок и его изменение. Образы и символы в рисунках. Количественные и качественные характеристики рисунков. Практические 2 2 Л2.3, Л2.5, Л1.6
1.7. Некоторые аспекты применения метода наблюдения в клинической психологии. Сам. работа 2 2 Л2.3, Л2.5, Л1.6
1.8. Графология как наука. Почерк и его параметры. Факторы, влияющие на изменения почерка. Метод психографического анализа почерка Д.М. Зуева-Инсарова. Анализ почерка по методике Д. Сара. Сам. работа 2 10 Л2.5, Л1.5, Л1.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Проблема единства внешнего и внутреннего в психологии. История развития наблюдения как способа познания человека. Уровни психодиагностического исследования человека. Взаимоотношение между различными состояниями (уровнями) психики, внешне наблюдаемым поведением и субъективной реальностью.
2. Герменевтический метод в психологии. Естественно-научный подход и герменевтический метод в психологическом эмпирическом исследовании.
3. Сравнительная характеристика качественного и количественного подхода в психологическом исследовании. Специфика качественного исследования и проблемы, возникающие при его использовании.
4. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал.
5. Критерии научности наблюдения. Метод наблюдения в системе других методов психологии. Формы наблюдения. Специфика наблюдения в различных сферах деятельности. Преимущества, недостатки метода.
6. Роль самонаблюдения в психологическом исследовании. Факторы, влияющие на степень объективности наблюдения. Понятие «наблюдательность».
7. Составление программы наблюдения. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Способы фиксации фактов и виды записей. Дневники наблюдения. Протоколирование наблюдений, цели наблюдения, учет в наблюдении зависимых и независимых факторов.
8. Тело человека как объект наблюдения: типология соматотипов Кречмера, Шелдона. Физиогномика.
9. Понятие «невербальная коммуникация». Анализ невербального поведения: эмоциональная экспрессия, мимика, жестикуляция, поза. Национально-культурные аспекты невербальной коммуникации.
10. Мода и стиль как средство самопрезентации личности. Язык криминальной татуировки.
11. Опорные психодиагностические моменты использования метода наблюдения в клинической практике. Проблема определение критериев «нормы». Субъектное, объектное отношение психолога к клиенту, как фактор, влияющий на результат наблюдения.
12. Метод наблюдения и проблема постановки диагноза в клинической практике: наблюдение признаков, свидетельствующих о возможных эндокринных патологиях (зобная болезнь, акромегалия, болезнь Аддисона, миксидема и др.); проблема скрытой депрессии.
13. Метод наблюдения и проблема постановки диагноза в клинической практике. Дифференциальная диагностика методом наблюдения: состояния алкогольного и наркотического опьянения; эпилептического и истерического припадка.
14. Беседа как метод сбора основной и дополнительной информации. Основные приемы и требования к ведению беседы.
15. Посторенние диалога и анализ речи человека: психологический анализ использования глагольных форм, личных местоимений, существительных, прилагательных в речи человека. Работа с паузой. Техника конструирования уточняющих вопросов. Каналы коммуникации. Адаптация речи для совпадения по каналам коммуникации.
16. Виды опросов (прямой – опосредованный, групповой – индивидуальный, устный – письменный). Классификация видов вопросов по форме, содержанию, функциям. Компоновка вопросов.
17. Методы получения информации в опросе: интервью, анкетирование. Сравнительный анализ интервью и анкетирования. Требования к составлению анкеты. Экспертный опрос.
18. Факторы риска развития психических заболеваний в онтогенезе: карта биографического исследования.
19. Классификация проективных методов (Лоуренс К.Франк). Диагностические возможности использования проективных методов в клинической практике, в разных возрастных, социальных группах.
20. Наиболее часто используемые проективные методы.
21. Деятельность субъекта и ее результат как способ презентации внутреннего мира личности.
22. Почерк и его параметры. Факторы, влияющие на изменения почерка. Метод психографического анализа Д.М. Зуева-Инсарова. Анализ почерка по методике Д. Сара.
23. Психологический анализ авторского текста: анализ речевых высказываний, системное описание текста, текст и контекст. Метод контент-анализа. Возможности применения метода для анализа текстов.
24. Психологический анализ рисунка. Рисунок и его изменение. Образы и символы в рисунках. Количественные и качественные характеристики рисунков. Валидность и достоверность рисунков.
25. Диагностические возможности графических методов при психолого-педагогическом обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисунки детей с физическими или психологическими нарушениями.
26. Биографический метод в психологическом исследовании.
27. Автобиографическая память и ее структура.
28. Деятельностный, количественный, имиджевый подход к исследованию «интервалов самоидентичности личности».
29. Методы исследования индивидуального жизненного стиля и сценария.
30. Метод анализа ранних детских воспоминаний в работе с жизненным стилем личности.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные задания для докладов / рефератов

1. Герменевтический метод в психологии.
2. Понимание и интерпретация в психологическом исследовании.
3. Возможность эмпирического описания психологических переменных.
4. История развития наблюдения как способа познания.
5. Сравнительный анализ качественных методов психологических исследований.
6. Аутогенная тренировка как средство повышения эффективности метода самонаблюдения.
7. Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек – человек».
8. Трансформация оценочных критериев «нормы» в психологии.
9. Установка восприятия.
10. Психологические концепции возникновения эндокринных патологий.
11. Подходы к конструированию критериев «нормы» в психологии человека.
12. Мода и стиль как средство самовыражения.
13. Символика татуировки в различных культурных и социальных группах.
14. Упражнения для улучшения техники речи.
15. Техника свободного рисунка.

Примерные задания для самостоятельной работы
1. Подобрать рисунки, фотографии людей отличающихся различным типом телосложения, принадлежащих к разным расам, разного возраста. Выделить общие и характерные признаки.
2. Подобрать фотографии человека в разные возрастные периоды и выделить признаки возрастных изменений. Составить по ним психологический портрет личности.
3. Подобрать изображения поз, мимики, жестов с тем, чтобы предложить участникам практикума «прочитать» их.
4. Провести физиогномический анализ известных российских политиков.
5. Провести операционализацию двух связанных психологических переменных и составить на них карточки наблюдения.
6. Составить программу наблюдения и реализовать ее на практике.
7. Определить доминирующую модальность восприятия партнера.
8. Составить текст, используя предикаты только одной модальности, разных модальностей.
9. Подберите индивидуальный комплекс артикуляционных, дыхательных упражнений для совершенствования техники речи.
10. Разработать анкету для студентов-психологов на тему «Отношение к выбранной профессии» и реализуйте ее.
11. Подберите для младших школьников скороговорки на все группы звуков.
12. Провести самостоятельный графологический анализ почерка (Д.М. Зуев-Инсаров)
13. Провести самостоятельный графологический анализ почерка (Д. Сара)
14. Подобрать серию образцов почерка с различными выраженными графологическими признаками.
15. Напишите творческую работу по теме (1-2 стр.) согласно формуле «Жизнь больше всего похожа на …, потому…».
16. Используя метод контент-анализа типологизируйте представления студентов психологов о жизни (по результатам их творческих работ).
17. Составьте программу анализа авторского текста известного писателя и проанализируйте его.
18. Напишите автобиографию.
19. Проанализируйте чужую автобиографию, используя биографический метод.
20. Проведите опрос кого-либо по сценарному опроснику М.Е. Литвака. Проанализируйте результат.
21. Провести с одним и тем же человеком несколько проективных (желательно разнотипных) методик и сопоставить результаты.
22. Проанализируйте тематический детский рисунок.



5.3. Фонд оценочных средств
Вопросы для контрольных работ для студентов ОЗО ФПП

Контрольная №1.
Тема: «Сравнительный теоретический анализ качественных методов, применяемых в психологическом исследовании»

Цель: Дать теоретические представления о качественных методах применяемых в психологическом исследовании.
Задачи:
1. Дать краткую, но содержательную характеристику следующим методам исследования в психологии: наблюдение, контент-анализ, опрос, фокус группа (глубинное интервью, экспертный опрос), «анализ продуктов деятельности», проективные методы исследования.
2. Провести сравнительный анализ достоинств и ограничений каждого метода в табличной форме:

Диагностическая мощность метода Требования к экспериментатору Затрачиваемые ресурсы (время, условия, материалы и др.) ?*
Надежность Валидность ?

* Знак вопроса означает, что студент может сам обозначить, выделить необходимые для него критерии для сравнения.

Контрольная №2.
Тема: «Практическое использование качественных методов в психологическом исследовании»
(наблюдение, контент-анализ, опрос, фокус-группа и др.)

Цель: формирование навыка применения одного из методов.
Задачи:
1. Выбор метода для более детального изучения.
2. Теоретическое знакомство с сутью метода, правилами применения и т.п. посредством изучения специальной литературы.
3. Написание программы исследования, где основным инструментом будет являться выбранный студентом метод (Приложение 1). При выборе темы исследования необходимо будет обосновать адекватность выбранного метода объекту и предмету исследования, возможность его использования для получения искомой информации, возможные ограничения, т.е. особые условия при каких применение данного метода представляется наиболее удачным или неудачным.
4. Практическая реализация планируемого исследования. Анализ и обобщение результатов.

Приложение 1:
План составления программы психологического исследования
с использование качественных методов.
1. Выбор темы исследования, интересной студенту, которую он к тому же может исследовать (имеет доступ).
2. Обоснование актуальности данной темы.
3. Формулирование объекта и предмета исследования.
4. Постановка цели и задач исследования.
5. Описание выборки (т.е. той группы людей или человека, с которым Вы будете работать).
В описание могут входить самые общие, но значимые именно для вашего исследования социальные, статусные характеристики людей: пол, возраст, уровень образования, социальный статус (богатый – бедные, больной – здоровый, замужем – не замужем, мужчина – женщина, подросток и т.п.)
6. Формулирование гипотез (3-4).
7. Обоснование адекватности выбора метода (т.е. какие возможности дает метод для подтверждения или опровержения гипотез, насколько он применим для работы с данной выборкой).
8. Анализ результатов: общие сведения, выявленные особенности, сопоставление результатов с выдвинутыми гипотезами.

Возможные (примерные) направления исследования: маркетинговые исследования, составление психологического портрета на основании регистрации поведенческих характеристик специфической группы (дети с ограниченными возможностями, их мамы, хронических больных тем или иным недугом, клиентов учреждений, покупателей, педагогов и т.п.)

Итак, вы составляете программу наблюдения по плану:
• Тема
• Объект
• Предмет
• Цель наблюдения (научное наблюдение всегда упорядочено целью… вот!)
• Теоретико-методологические основания
• Система признаков и ее соответствие элементам модели
• Индикаторы, соответствующие признакам.
• Диагностически значимые ситуации
• Образец карточки наблюдения.
• Список использованной литературы
Требования оформлению работ
 Требования к оформлению текста: 14 кегль, шрифт Times New Roman через 1,5 интервал на отдельных белых листах А4, поля 2 см – слева, остальные – 1,5 см, выравнивание по ширине страницы, соблюдены правила орфографии и пунктуации.
 Требования к оформлению работы: Оформление титульного листа производится в соответствии со стандартом ВУЗА. Содержание работы с указанием разделов, названием глав, страниц (!) выноситься на отдельный лист.
 В тексте обязательно должны присутствовать ссылки на использованные источники с указанием его номера в общем списке и страницы. При написании работы обязательно должны быть использованы статьи из специализированных журналов (Вопросы психологии, Психологический журнал и др.). Допускаются ссылки на электронные источники. Список использованных источников должен включать не менее 5 наименований.

Прочитайте теорию метода наблюдения! Буду спрашивать, чем ваша программа наблюдения отличается от бытового подглядывания?
1. Выбрать область реальности, которая доступна вашему наблюдению и сформулировать тему.
Комментарии:
Подумайте, возможно ли то, что вам интересно вообще изучить методом наблюдения? Можно ли непосредственно наблюдать реальность, носителя интересующего вас феномена? Например, отношения матери и ребенка, кошки и хозяина, детей в классе. Или же вы сможете исследовать ее методом наблюдения через «посредников»: рисунки, танец , текст письма и пр. Например, страхи ребенка и не только его? Непосредственно не сможем зафиксировать, но вот собрать коллекцию рисунков страхов детей и проанализировать - можно.

2. Обозначив для себя тему наблюдения, выбрать теоретический концепт (модель, теорию), сквозь призму которого вы будете анализировать реальность.
Комментарии: Мозг человека устроен так, что он не может фиксировать информацию бессистемно: он отбирает материал в соответствии с той установкой, которую мы для себя осознанно или и не осознанно выбрали. Вам ведь случалось становить жертвами недоразумений, когда вас не правильно понимали? Да? Вот! А теперь подумайте, о человеке с «заплетающимся языкам» : доктор скажет «инсульт, давление , полицейский принюхается и попросит закатать рукава.
Для того, чтобы грамотно составить программу наблюдения надо почитать об исследуемом феномене: возможно, вы, в рамках своего бытового опыта, и знать не знали ЧТО может происходить.

3. Изучив теорию, подумайте, на какие признаки может быть разложена ваша теоретическая модель. В качестве признаков, часто могут выступать психологические категории: тревожность, коммуникабельность, вербальное поведение, степень проработанность рисунка и пр. А теперь самое сложное: необходимо подумать какие эмпирические индикаторы соответствуют этому признаку. В каком количестве они должны быть зафиксированы, чтобы вы могли составить суждение о степени интенсивности проявления признака.
Комментарии: Например, тревожность (признак) студента при ответе на экзамене может проявляться в следующих индикаторах: покраснения кожи лица и шеи пятнами или побледнение, сбивчивость речи, проявляющаяся в том, что человек «хватает ртом воздух», руки могут нервно теребить авторучку, ерзать на стуле и пр. Важно, чтобы индикатор был однозначным: вы точно могли сказать улыбается или нет, теребить авторучку или нет, покраснел или нет и пр.

4. Выбрать «диагностически значимые ситуации», в которых будете проводить наблюдение.
Комментарии: Друг познается в беде… Недаром, психологические центры и комнаты дознания бывают оборудованы прозрачными зеркалами Геззела. Вы знаете, как ситуация меняет человеческое поведение, поэтому подумайте: в каких ситуациях результаты наблюдения будут более достоверно отражать исследуемое вами явление. Для самопроверки постоянно задавайте вопрос: Как я узнаю, что …он/она/ оно злиться/ удивлена/ и пр.

5. Составить карточку наблюдения:
Ситуация 1 Ситуация 2 ……
Признак 1
Индикатор 1.1 +/-
Индикатор 1.2. +/-
……..
Признак 2
Индикатор 2.1 +/ -
Индикатор 2.2. +/ -


ТЕСТ

1. … - это метод выявления и оценки информации, содержащейся в текстах и речевых сообщениях.
2. Для какого метода исследования не нужен прямой контакт с респондентом
а) Наблюдение
б) Контент-анализ
в) Эксперимент
г) опрос
3. Метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения - …
4. Физиогномика. По фотографии человека определит, о чем говорят отдельные черты лица
5. О чем говорит использование в речи клиента глаголов прошедшего времени?
6. Если в речи клиента преобладает
первое лицо, прошедшее время, сослагательное наклонение это говорит о:
7. Препараты, используемые для лечения депрессий (например, феназепам) относятся к группе:
а) транквилизаторов
б) опиатов
в) препаратов стимулирующего действия
г) барбитуратов
8. Сросшиеся брови могут свидетельствовать:
а) о нарушении работы гипофиза;
б) о расстройствах речевого аппарата;
в) о неправильном функционировании спинного мозга.

9. Каким образом нужно поступить психологу в ситуации, когда причиной паузы в беседе с клиентом служит сопротивление?
а) Предоставить время для раздумываний;
б) Задать вопрос типа: «Что вам мешает ответить?»;
в) Установление контакта другими средствами и обеспечение чувства безопасности;
г) Назначить другое время консультации

10. Поясните, чем отличается альтернативная форма вопроса от неальтернативной?
11. Какие препараты, относящиеся к группе препаратов стимулирующего действия, применяют при депрессии с двигательной заторможенностью:
а) Кофеин
б) Гашиш
в) Валерьян
г) Корволол
д) Валосердин
е) Эфедрин
ж) Кокаин
12. Классификация документов с точки зрения статуса это:
1. Естественные и целевые
2. Официальные и неофициальные
3. Рукописные и иконографические
4. Личные и безличные.
13.Закрытый и открытый вопрос – это классификация вопросов по:
1. Функциям
2. Форме
3. Сложности
4. Содержанию.
5. 25.герменевтический метод, это :
а) интерпретация фактов, с целью понимания личности
б) совокупность психических характеристик личности
в) способ анализа сновидений
г) интервью клиента с целью создания общей картины о нем
14. Закончите фразу:
Стимульный материал, используемый в проективных методиках…
а)Выбирается случайно
б)проективно не безразличен испытуемому
в)не должен напоминать пациенту о каких-либо событиях из его жизни, должен быть абсолютно абстрактным.
г)должен использоваться только 1 раз с одним конкретным человеком

15 О чем говорят вертикальные морщины между бровями?
а) приветливость, доброжелательность
б) сентиментальность
в) решительность, привычка командовать
г) следствие излишних забот, склонность тщательно проверять информацию.

16.При неравной окраске радужки глаз хотя бы одного из партнеров, существует риск развития у потомства…
а) аномалии слуховых анализаторов
б) аномалии зрительных анализаторов
в) патологии психических функций
г) дисплазии

30. Перечислите стигмы дегенерации:…..

17. Если в почерке буквы пляшут, буквы «скачат» одна на другую, то это говорит о…
А)коммуникабельности человека
Б) почерк нелогично мыслящего, некоммуникабельного человека.
В)признак социальной зрелости, рационального ума
Г)такой человек полагается на интуицию

18. К какой классификации вопросов по содержанию будет относиться следующий вопрос: каковы ваши дальнейшие планы?
А) о фактах сознания


19 .Каких видов опросов НЕ бывает?
А)письменный
Б)устный
В)заочный
Г)проективный
20. Приведите примеры вопросов:
Б) о фактах поведения
В) о фактах личности
Г) о фактах деятельности

21.Валидность экспериментальной методики …..это степень соответствия процедуры исследования его целям и задачам.

22.На какие показатели необходимо обратить внимание при первичной диагностике: (5 показателей)
1. Нарушение сна;
Нарушение зрения; Б) о фактах поведения
В) о фактах личности
2. Г) о фактах деятельности
3. Уровень образования человека;
4. Особенности стула;
5. Колебания веса тела;
6. Состояние кожи, волос и ногтей
7. Врожденные патологии кожи;
8. Группа крови;
Приложения
Приложение 4.   ФОС-ОПП.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина Психология общения: учеб. пособие СПб.: Питер, 2012
Л1.2 Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учеб. пособие СПб. : Речь, 2002
Л1.3 Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие Лабиринт, 2006
Л1.4 Ушакова Т.Н. Психолингвистика.: Учебник для гуманитарных специальностей СПб, 2000
Л1.5 Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. Теория и практика. : Генезис, 2010
Л1.6 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6B9CA1C5-2CD1-4553-B71C-BEECC034E904
Л1.7 Назаров А. И. Экспериментальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=143042
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебник М.: Академия, 2007
Л2.2 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность : монография Издательство ЛКИ, 2008
Л2.3 Елесеев О.П. Практикум по психологии личности : учебное пособие Питер, 2007
Л2.4 Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения: монография Питер, 2001
Л2.5 В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие Ростов н/Д : Феникс, 2012. -- (Серия "Высшее образование"), 2012. -
Л2.6 В. А. Лабунская Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности : Ростов н/Д: Феникс, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Общепсихологический практикум модуль-1,2» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4576
6.3. Перечень программного обеспечения
не требуется
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://testoteka.narod.ru/int/0.html
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации преподавателю.

Курс знакомит студентов-психологов с качественными, колличественными методами, используемыми в профессиональной деятельности, а также формирует навыки их практического применения. Изучение теоретико-методологических оснований, на которых базируется тот или иной метод, позволяет студентам глубже понять процессы трансформации внутренних психических содержаний во внешне наблюдаемые и фиксируемые феномены, а также факторы, влияющие на характер протекания данных процессов. Однако, наибольший акцент сделан на качественных методах.
В рамках программы анализируется специфика применения качественных методов в диагностических, научных и клинических обследованиях. Курс предусматривает практический анализ и сопоставление результатов, полученных по разным типам методик, а также сравнительный критериальный анализ эффективности использования каждого метода. Материал ориентирует студентов-психологов на творческое применение теоретических знаний в практической деятельности. В программе курса качественные методы рассматриваются не только как инструмент в деятельности психолога-практика, но и как проекция личностных свойств исследователя. Исходя из этого, в программу практикума наряду с теоретической подготовкой включен ряд упражнений и отдельных заданий, направленных на интенсификацию процесса самопознание студента.
Отбор содержания программы строился на двух принципах. Во-первых, возможность учащихся самостоятельно разрабатывать методики в соответствии с их будущими профессиональными задачами. Во-вторых, через учебные занятия развивать рефлексивные способности студента, наблюдательность, коммуникативную грамотность как профессионально важные качества.
В процессе работы на практических занятиях рекомендуется использование видео, фото- и литературных материалов: Х/ф «Охотники за разумом» (темы: «Анализ невербального поведения» и «Исследование продуктов деятельности»), «Код Да Винчи», рассказов С.Цвейга «Амок» и др.

Методические рекомендации студенту.

1. В силу практической направленности курса при подготовке к семинарским занятиям студенту рекомендуется предварительное (!) самостоятельной изучение теоретического аспекта изучаемых методов.
2. При написании контрольной/реферативной работы студентами ФПП следует придерживаться соблюдений следующих требований:
Требования оформлению работ
 Требования к оформлению текста: 14 кегль, шрифт Times New Roman через 1,5 интервал на отдельных белых листах А4, поля 2 см – слева, остальные – 1,5 см, выравнивание по ширине страницы, соблюдены правила орфографии и пунктуации.
 Требования к оформлению работы: Оформление титульного листа производится в соответствии со стандартом ВУЗА. Содержание работы с указанием разделов, названием глав, страниц (!) выноситься на отдельный лист.
 В тексте обязательно должны присутствовать ссылки на использованные источники с указанием его номера в общем списке и страницы. При написании работы обязательно должны быть использованы статьи из специализированных журналов (Вопросы психологии, Психологический журнал и др.). Допускаются ссылки на электронные источники. Список использованных источников должен включать не менее 5 наименований.
Требования к содержанию работы
 Выбор темы определяется в соответствие со списком или же ОБЯЗАТЕЛЬНО согласовывается с преподавателем. Ниже (п. 2.2.)предлагается примерная тематика для выполнения аттестационных работ.
 При изложении материала студент должен придерживаться принципа «проблемности изложения»: рассмотреть, кто и когда из ученых занимался изучением данной темы, каких взглядов придерживался, какое развитие получила данная проблематика в дальнейшем. Текст должен быть хорошо логически структурирован, выделены абзацы, ключевые понятия, даны их определения, четко обозначены позиции упоминаемых студентом авторов.
 Приветствуется представление результатов в табличной форме, демонстрация навыков сравнительного анализа. Стилистика изложения материала должна носить выраженный научно-исследовательский характер.