МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Яценко М.В.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Охрана труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 № 1043

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 22.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 22.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний и умений в области охраны труда.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые вопросы охраны труда; причины возникновения несчастных случаев на производстве; методы и способы оценки условий труда; мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.законодательными и правовыми актами в области охраны труда

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Охрана труда
1.1. Охрана труда. Организационно-правовые вопросы Практические 3 2 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Инструктаж и обучение охране труда Практические 3 4 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Классификация опасных, вредных производственных факторов Практические 3 4 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация несчастных случаев Практические 3 2 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные руководящие документы по Охране труда Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Надзор за охраной труда. Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Организация работы по охране труда в системе народного образования Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Расследование и учет несчастных случаев Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Причины травматизма и методы его изучения Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Предупреждение травматизма Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Микроклимат в учебных помещениях. Методы и средства нормализации микроклимата Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Загрязнение воздушной среды. Методы и средства борьбы с вредными веществами. Мероприятия по оздоровлению воздушной среды. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Требования к освещению Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Шум. Физические характеристики шума. Источники шума. Воздействие шума на организм человека. Нормирование шума. Борьба с шумом Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Воздействие эл. тока на организм человека. Особенности электротравматизма. Причины поражения эл. током. Классификация помещений по электробезопасности. Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Вибрация. Виды вибрации: общая, локальная, комбинированная. Источники вибрации. Воздействие на организм человека. Нормирование. Защита от вибрации. Сам. работа 3 8 ПК-10, СПК - 2, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Графкина Марина Владимировна Охрана труда: Учебное пособие Форум, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Туревский Илья Семенович Охрана труда на автомобильном транспорте: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
Л2.2 Гайворонский Константин Яковлевич Охрана труда в общественном питании и торговле: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
Л2.3 Сибикин Ю. Д. Охрана труда и электробезопасность: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Юрайт"
Э3 ЭБС "Консультант студента"
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет броузер
Microsoft Office
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение