МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология права
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ТПА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.юр.н, доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
к.юр.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Социология права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция" (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов взглядов и убеждений, правовой культуры, позволяющих им самоопределиться и занять четкую и активную позицию в обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-11: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-3: основные методы, способы и средства повышения интеллектуального и общекультурного уровня; причины, которые влияют на уровень культуры мышления личности;
ПК-6:понятие и признаки коррупционного поведения; способы его пресечения;
ПК-11: методы и средства поиска, обработки, систематизации и обработки правовой и иной информации; конкретные социологические методики изучения права; критерии, которым должно соответствовать научное исследование для признания его качественным и квалифицированным.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-3: организовать работу по развитию интеллектуального и общекультурного уровня; формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их;
ПК-6:выявлять коррупционного поведение, давать ему оценку и содействовать его пресечению
ПК-11: оценивать результаты исследования на предмет их квалифицированность и научности; оформлять результаты научного исследования; использовать информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-3: методикой самостоятельного изучения и анализа, в том числе в предметной области социологии права;
ПК-6: навыками выявления факторов, способствующих возникновению усло-вий для осуществления деяний кор-рупционной направленности; навыками предотвращения коррупционного поведения; навыками выявления признаков коррупционного поведения;
ПК-11: конкретными социологическими методиками изучения права; навыками сбора и обработки научной информации..

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел I. Вопросы теории и истории социологии права
1.1. Социология права как наука и учебная дисциплина Лекции 1 1 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Социология права как наука и учебная дисциплина Практические 1 2 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология права как наука и учебная дисциплина Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.4. Возникновение и развитие социологии права Практические 1 1 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.5. Возникновение и развитие социологии права Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.6. Становление и развитие социологии права в России Лекции 1 1 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.7. Становление и развитие социологии права в России Практические 1 1 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.8. Становление и развитие социологии права в России Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.9. Лабораторный практикум "Конкретные социологические методики изучения права" Лабораторные 1 2 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.10. Конкретные социологические методики изучения права Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел II. Социальные функции и социальный механизм действия права
2.1. Социологическое понимание права Лекции 1 0 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.2. Социологическое понимание права Практические 1 1 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.3. Социологияеское понимание права Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.4. Социология правосознания и правовая социализация Практические 1 1 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.5. Социология правосознания и правовая социализация Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.6. Социология законодательства Практические 1 1 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.7. Социология законодательства Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.8. Практическое занятие по решению задач по теме "Социология юридической деятельности" Практические 1 1 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.9. Социология юридической деятельности Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.10. Социология преступности Практические 1 0 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.11. Социология преступности Сам. работа 1 12 ОК-3, ПК-6, ПК-11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Проблема определения места социологии права в системе наук.
2. Основоположники социологии (А.Кетле, О.Конт, Г.Спенсер) и их значение для становления социологии права.
3. Юридическая социология Э.Дюркгейма.
4. Ойген Эрлих и его концепция «живого права».
5. Институциональная социология права (Г.Д. Гурвич).
6. Прагматическая социология права.
7. Реалистическое направление в социологии права.
8. Эмпирическая социология права.
9. Социология права в России (конец ХIХ-начало ХХв).
10. Марксистская концепция права и ее значение для развития отечественной социологии права.
11. Развитие социологии права в советский период.
12. Современный этап развития социологии права.
13. Социологические методы исследования и специфика их применения в социологии права.
14. Программа социологического исследования, ее теоретико-методологические и методически-процедурные основы.
15. Количественные методы исследования (социологический опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
16. Выборочный метод (выборка) в социологическом исследовании. Шкалы измерения.
17. Перспективы развития теоретической и прикладной социологии права в современной России.
18. Социальные функции права.
19. Право как социальный институт. Подходы к определению права в социологии и юриспруденции.
20. Право и другие нормативные системы.
21. Правовое сознание как направление социологических исследований.
22. Правовая социализация личности.
23. Правовая культура. Факторы формирования правовой культуры.
24. Общественное мнение и его значение для выработки социально обусловленного решения.
25. Социальная обусловленность права. Понятие правообразующего интереса в социологии права.
26. Социология законодательства и ее значение.
27. Социальные факторы изменчивости правовых норм
28. Судебная социология, ее объект и предмет исследования.
29. Деятельность правоохранительных органов как объект социологического изучения.
30. Профессиональная деформация юристов.
31. Толкование права как социальное явление. Социологическое толкование правовых норм.
32. Социология преступности как отрасль социологии права.
33. Социологические концепции преступности как социального явления.
34. Уголовное наказание как предмет социологического изучения.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Место социологии права в системе общественных наук.
2. Соотношение социологии права с философией права, теорией права и социологией.
3. Юридическая этнология и юридическая антропология, их взаимодействие с социологией права.
4. Классики социологии о праве.
5. Европейская школа социологии права.
6. Американская социология права.
7. Советская и постсоветская социология права.
8. Социологическое истолкование сущности права.
9. Право в социальной структуре общества.
10. Специфика социального процесса правообразования.
11. Специфика социального механизма действия права.
12. Природа социальных последствий действия права.
13. Право в аспекте социализации и социального контроля.
14. Социальный контроль и социальные санкции. Право как инструмент социального контроля.
15. Специфика социальной эффективности права.
16. Специфика и структура правового сознания.
17. Культура как система социальных норм и ценностей общества. Субкультура преступного мира.
18. Правосознание и патология права.
19. Патология права и правонарушение.
20. Источники и природа преступности как социального явления.
21. Социальная аномия общества в контексте преступности.
22. Проблемы девиантного поведения в современной России.
23. Понятие социальной стратификации. Специфика стратификации в сообществах осужденных.
24. Юридическая конфликтология. Специфика юридических конфликтов. Правовые способы разрешения конфликтов.
25. Влияние общественного мнения на процесс преобразования и юридического нормотворчества.
26. Содержание и виды программ прикладных социологических исследований.
27. Методика и техника прикладной социологии права.
28. Основные виды прикладных социологических исследований права.
29. Специфика наблюдения, социологического опроса, анализа документов, социального эксперимента как методов прикладной социологии права.
30. Перспективы развития социологии права в России.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. Социология права: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права: учебник Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/search?query=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Социология права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1142 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1142
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
Э3 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э4 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важно учитывать связь этого курса с социологией и при подготовке ряда вопросов ориентироваться прежде всего на накопленные ею знания (относительно, например, понятия социального института, природы общественного мнения, понятия и форм социализации личности, понятия социальной роли и т.д.). В то же время студентам необходимо помнить о «несовпадении» социологической трактовки тех или иных понятий (право, функции права, толкование права, преступность и т.д.) с их юридической трактовкой, представления о которой приобретаются ими в рамках курса по теории государства и права. Студент должен обращать особое внимание на сопоставление результатов теоретико-правовых и социолого-правовых исследований одних и тех же явлений, видеть сходства и отличия, а также понимать причины этих отличий.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Социология права» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Социология права» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение письменной работы. Положительная оценка по письменной работе и тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено».
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Данный вид работы выполняется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий, и состоящее в получении эмпирических данных по теме магистерской диссертации с помощью конкретно-социологических методик. Правильность выполнения в первую очередь зависит от относимости исследования к той предметной области, которая заявлена в магистерской диссертации студента, от соблюдения требований, предъявляемым к тем или иным конкретным социологическим методикам, от теоретической интерпретации полученных эмпирических данных. Проверке подлежит алгоритм и результаты проведенного студентом исследования, которые он должен защитить перед студенческой группой. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале.