МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологические основы безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
к.пс.н., Дир. инст., О.М.Любимова

Рабочая программа дисциплины
Психологические основы безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 22.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 22.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений у обучающихся об интегративном феномене «безопасность» с позиций современного психобиосоциодуховного подхода, рассматриваемом в качестве сквозного явления в функционировании социальных субъектов и систем разного уровня сложности и обобщенности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться)
ОК-5 владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью
ОК-11 способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
ОПК-5 готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе
ПК-11 способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о стандартных программах, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать и применять стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков работы специалиста.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология безопасности
1.1. Философско-методологические основания изучения феномена «безопасность» Лекции 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Психологические концепции и теории в изучении феномена «безопасность» Лекции 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения Лекции 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Источники опасности и социальные риски Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.5. Уровни и субъекты безопасности Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.6. Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности Лекции 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.7. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность» Практические 4 8 ОК-4, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.8. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта Практические 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.9. Безопасность профессионального поведения психолога Практические 4 6 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.10. Психологический конструкт: информационная, психологическая и личная безопасность Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.11. Гуманистическая традиция: К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.12. Психология отношений – В.Н. Мясищев. Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.13. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.14. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.15. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.16. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.17. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности Сам. работа 4 8 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.18. Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций Сам. работа 4 4 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Махов С. Ю. Безопасность личности: Научные монографии МАБИВ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: учебник ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Юрайт"
Э3 Курс в Moodle "Психологические основы безопасности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер.
Acrobat reader.
MS Office.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение