МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика преподавания химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика преподавания химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., професссор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., професссор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях;
- сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники);
- сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления;
- развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
ПК-12 владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- цели и задачи обучения химии на современном этапе;
- действующие школьные программы и УМК разных авторов по химии;
-теоретические основы и уровень развития методики обучения химии, современные педагогические технологии;
- особенности процесса усвоения предмета учащимися;
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке и вне его на основе достижений современной методики обучения химии и информационных технологий;
- применять и правильно сочетать общепедагогические и специфические методы для обучения химии;
- грамотно использовать возможности предмета для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач;
- использовать потенциал школьного курса химии для экологического образования учащихся;
- осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию знаний в процессе обучения;
использовать политехническую направленность курса химии с учетом регионального фактора;
- внедрять достижения мировой культуры в процессе обучения химии (гуманитаризация процесса обучения предмету);

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
- составления тематических и поурочных планов;
- отражения в планах-конспектах уроков химии совместную деятельность учителя с классом, группой учащихся, индивидуальную работу;
- проведения занятий разных типов в ходе имитации уроков на практических занятиях;
- работы с учебной, методической, дополнительной литературой по предмету;
- подготовки презентаций для уроков и внеклассных мероприятий по химии с применением ИКТ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Школьный кабинет химии
1.1. Школьный кабинет химии Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.2. Экскурсия в школьный кабинет химии Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.3. Школьный кабинет химии Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 7 10 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Школьный химический эксперимент
2.1. Школьный химический эксперимент Лекции 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.2. Школьный химический эксперимент Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 7 12 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методика решения школьных химических задач
3.1. Методика решения школьных химических задач Лекции 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.2. Методика решения школьных химических задач Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.3. Основные типы задач, представленных в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.4. Олимпиадные задачи по химии (муниципальный этап) Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.5. Контекстные и ситуационные задачи по химии Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.6. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 7 12 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Планирование процесса обучения
4.1. Планирование процесса обучения Лекции 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.2. Планирование процесса обучения Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.3. Методика составления план - конспекта урока, на одном из этапов которого выполняется эксперимент и рассматривается методика решения задач Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.4. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 7 12 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Анализ урока
5.1. Анализ урока Лекции 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
5.2. Анализ урока Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
5.3. Самостоятельная работа студентов Сам. работа 7 12 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Учебное оборудование для преподавания химии.
2. Требования к школьному оборудованию и реактивам.
3. Подготовка кабинета к урокам химии.
4. Ведение лабораторного хозяйства.
5. Техника и методика химического эксперимента.
6. Демонстрационный эксперимент, как средство обучения.
7. Ученический эксперимент по химии
8. Роль и функции задач в школьном курсе химии.
9. Классификация химических задач
10. Анализ химической задачи
11. Методика использования расчетных задач на уроках химии
12. Виды планирования в школе
13. Тематическое планирование, его основные разделы
14. Поурочное планирование. Методика составления план-конспекта урока
15. Функции и задачи анализа урока
16. Формы и типы анализа урока

Тема «Кабинет химии в общеобразовательной школе»

1. Где должны храниться огнеопасные вещества?
а) в сейфе;
б) в специальном металлическом шкафу;
в) под вытяжкой;
г) в лотках.

2. С какими веществами запрещено проводить опыты в школе?
а) взрывчатые вещества;
б) сильные окислители;
в) слабые окислители;
г) яды.

3. Укажите правильное соответствие вещества и цвета этикетки на нем:
1 «огнеопасные» а) красная
2 «яд» б) желтая
3 «взрывоопасные» в) голубая
4 «беречь от воды» г) зеленая

4. При попадании кислоты на кожу необходимо
а) смыть вещество сильной струей воды, а затем промыть 3% - м раствором гидрокарбоната натрия (пищевая сода);
б) промыть кожу 3% - м раствором гидрокарбоната натрия, а затем водой;
в) промыть кожу 2% - м раствором борной или уксусной кислоты, а затем водой;
г) смыть попавшую на кожу кислоту струей воды.

5. При попадании раствора щелочи на кожу необходимо
а) смыть вещество сильной струей воды, а затем промыть 2% - м раствором уксусной кислоты;
б) смыть попавшую на кожу щелочь струей воды;
в) промыть кожу 3% - м раствором гидрокарбоната натрия, а затем водой;
г) промыть кожу 2% - м раствором уксусной кислоты, а затем водой.

6. При разбавлении концентрированных растворов кислот нужно
а) постепенно вливать кислоту в воду, перемешивая раствор;
б) быстро вливать кислоту в воду;
в) вливать воду в кислоту;
г) порядок сливания растворов значения не имеет.

7. Для нагревания жидкостей используют
а) толстостенную посуду;
б) тонкостенную посуду;
в) мерные цилиндры;
г) мензурки из пластика.

8. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью
а) более чем на 1/3;
б) более чем на 2/3;
в) более чем на ½;
г) более чем на ¾.

9. Для остывания сильно нагретых фарфоровых чашек их помещают на
а) кусок дерева;
б) металлическое основание штатива;
в) медную сетку;
г) любой находящийся по близости предмет.

10. Аппарат Киппа используют в лаборатории для получения
а) водорода и углекислого газа;
б) озона и кислорода;
в) азота и хлора;
г) этилена и метана.

11. Работать с летучими и легковоспламеняющимися жидкостями можно
а) только в вытяжном шкафу;
б) в кабинете без вытяжного устройства;
в) около открытой форточки;
г) на открытом воздухе.

12. В какую часть пламени нужно ввести пробирку для быстрого нагревания?
а) верхнюю;
б) нижнюю;
в) среднюю;
г) не имеет значения.
13. Для чего служат мензурки и мерные цилиндры?
а) для определения объема жидкости;
б) для определения плотности жидкости;
в) для определения цвета жидкости;
г) для определения массы жидкости.

14. Какой прибор используют для измерения плотности жидкости?
а) ареометр;
б) муфельная печь;
в) термометр;
г) весы.

15. Как реагирует фенол при попадании на кожу?
а) вызывает отравление организма;
б) вызывает ожог;
в) оба ответа верны.

16. Почему нельзя хранить белый фосфор в школьном химическом кабинете?
а) белый фосфор загорается на воздухе;
б) взрывается на воздухе;
в) оба ответа верны;
г) нет правильного ответа.

Тема «Химический эксперимент в школьном курсе химии»

1. Назовите одно из главных требований, предъявляемых к школьному химическому эксперименту
а) надежность;
б) простота;
в) легкость;
г) сложность.

2. Как называется способность материала противостоять действию агрессивных химических реактивов, например, кислот и оснований?
а) химическая стойкость;
б) плотность материала;
в) закаленность стекла;
г) термостойкость.

3. Как называется способность материала выдерживать резкие перепады температур?
а) термостойкость;
б) химическая стойкость;
в) закаленность;
г) твердость.

4. Из какого вещества получают наиболее термостойкую посуду?
а) плавленого кварца;
б) стекла;
в) металла;
г) фарфора.

5. Какие колбы используют для демонстрации опытов?
а) круглодонные колбы на 200 – 250 мл;
б) двугорлая колба;
в) колба – реактор;
г) реакционная колба.

6. Что такое колбы Вюрца?
а) колбы с газоотводной трубкой;
б) двугорлая колба;
в) газопоглотительный сосуд;
г) реакционный сосуд.

7. Назовите цели лабораторных работ(выберите два верных варианта)
а) приобретение новых знаний;
б) изучение нового материала;
в) демонстрация опыта;
г) наглядность опыта.

8. Какими могут быть лабораторные опыты по химии?
а) индивидуальные;
б) групповые;
в) коллективные;
г) все ответы верны.
9. Ориентировочная основа деятельности обучающихся, в которой подробно изложен каждый этап выполнения опытов – это…?
а) инструкция;
б) техника безопасности;
в) журнал посещения;
г) методика.

10. Как называется химический эксперимент проводимый преподавателем?
а) демонстрационный эксперимент;
б) домашний эксперимент;
в) лабораторный опыт;
г) лабораторная работа.

11. Кто впервые сформулировал требования к демонстрационному эксперименту?
а) В.Н.Верховский
б) К.Я.Парменов
в) А.Д.Смирнов
г) М.С.Пак.

12. Как называется эксперимент, которые выполняют обучающиеся под непосредственным руководством преподавателя?
а) лабораторный опыт;
б) лабораторная работа;
в) демонстрационный эксперимент;
г) домашний эксперимент.

13. Как называют опыты, выполняемые учащимися в домашних условиях и способствующие удовлетворению познавательных интересов и потребностей учащихся, а также развитию опыта их творческой деятельности?
а) домашний эксперимент;
б) лабораторный эксперимент;
в) лабораторный практикум;
г) лабораторная работа.

14. Лабораторные работы это?
а) совокупность лабораторных опытов;
б) совокупность домашних опытов;
в) совокупность демонстрационных опытов;
г) нет правильных ответов.

15. Что является важным источником знаний в процессе обучения предмета химии?
а) химический эксперимент;
б) наглядные пособия;
в) групповые работы;
г) индивидуальные задания.

Тема «Урок как основная форма обучения химии. Принципы обучения»

1. Урок химии представляет собой последовательное чередование
1. этапов
2. методов
3. методических приёмов
4. средств обучения

2. Этап урока представляет собой логически выстроенное чередование
1. методов
2. методических приёмов
3. средств обучения
4. элементов

3. Этап представляет собой часть урока, отведённую на решение
1. дидактической задачи
2. расчётных задач
3. упражнений
4. цепочек превращений

4. Элемент представляет собой часть урока, в ходе которой
1. решается дидактическая задача
2. используется один метод
3. проводится химический эксперимент
4. выполняется упражнение

5. При введении большего числа новых понятий, знакомстве с химическими теориями целесообразно использовать
1. семинары
2. собеседования
3. комбинированные уроки
4. лекции

6. Конкретизация новых химических понятий и теорий осуществляется на уроках
1. лекциях
2. семинарах
3. зачётах
4. комбинированных

7. Контроль практических умений учащихся осуществляется в ходе
1. демонстрации эксперимента
2. лабораторных опытов
3. решения экспериментальных задач
4. практических занятий

8. Изложение сведений о достижениях современной химии понятным школьникам языком соответствует принципу
1. системности
2. последовательности
3. научности
4. доступности

9. Урок, в ходе которого возникает противоречие, выдвигаются, подтверждаются или опровергаются гипотезы, является
1. нестандартным
2. развивающим
3. проблемным
4. творческим

10. Урок, идущий по программе, содержащий цели, банк данных, методические указания, систему самооценки, является
1. комбинированным
2. развивающим
3. проблемным
4. модульным

11. Урок, в ходе которого ученик ставится в положение «специалиста», решающего определенную проблему, является
1. конференцией
2. деловой игрой
3. экскурсией
4. киноуроком

12. Качества, позволяющие учителю химии грамотно строить уроки, добиваться высоких стабильных результатов обучения, определяются
1. профессиограммой учителя
2. уровнем теоретических знаний
3. уровнем методической подготовки
4. знанием учащихся

13. Взаимообучение на уроках химии возможно при использовании методов работы учащихся
1. фронтальных
2. индивидуальных
3. групповых
4. парных

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Организация и методика демонстрационного химического экс¬перимента.
2. Лабораторные опыты по химии, их место в учебном процессе.
1. 3.Организация и методика проведения практических занятий по химии.
3. Школьный химический кабинет и его оборудование.
4. Электрооборудование школьного химического кабинета и при¬менение электрического тока в химическом эксперименте.
5. Обеспечение безопасных условий труда и обучения в кабинете химии.
6. Средства обучения химии
7. Технические средства обучения и их применение на уроках химии.
8. Использование на уроках химии коллекций и раздаточного материала.
9. Формы познавательных заданий по химии
10. Химический эксперимент как специфическое средство обучения
11. Ученический эксперимент на уроках химии
12. Домашний химический эксперимент
13. Дидактический материал как средство обучения
14. Типы химических задач
15. Алгебраические методы решения задач по химии
16. Методика использования в обучении химии химических задач
17. Экспериментальные задачи методика обучения их решению
18. Отбор и обоснований заданий для школьного этапа химической олимпиады
19. Лабораторные опыты по химии, их место в учебном процессе
20. Практические работы по химии, их место в учебном процессе
21. Методика проведения экскурсий по химии
22. Система химических задач
23. Контекстные и ситуационные задачи
24. Планирование системы уроков по теме
25. Анализ урока химии

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Е. Минченков. Общая методика преподавания химии [Электронный ресурс] : Москва : Издательство "Лаборатория знаний", 2015. https://e.lanbook.com/book/84076.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Н.Е. Кузнецовой Методика преподавания химии: учебн. пособие М.: Просвещение, 1984
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «практикум по обучению хими» изучается в течение одного семестра (8 семестр четвертого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Практикум по обучению химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.

1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям
Готовясь к семинару, студенты должны:
 познакомиться с рекомендованной литературой;
 рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
 выделить проблемные области;
 сформулировать собственную точку зрения;
 познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара;
 предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
 связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
 раскрытие сущности проблемы.
 методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.