МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нравственные основания права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника создания и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ТПА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Нравственные основания права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 <ИМЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ> (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 г. № 1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения курса «нравственные основания права» является формирование профессионального сознания будущего юриста на основе духовно-нравственных традиций России, познание студентами значения, социальной природы, характера взаимодействия нравственности и права.
В круг задач данного специального курса входят:
• Углубленное изучение студентами в рамках общетеоретической юридической науки системы социальных норм в целом и роли норм нравственности и права в правовом регулировании в частности;
• Познание студентами-юристами назначения, функций, принципов действия, форм проявления нравственности в механизме упорядочения общественных отношений;
• Приобретение студентами представлений об основных подходах к определению права, обращение к вопросу о сущности данного социального регулятора;
• Изучение студентами как современных, так и ранее существовавших концепций о взаимодействии нравственности и права;
• Определение роли правоприменительных органов в вопросе соотношения права и нравственности;
• Усвоение студентами-юристами рекомендаций по использованию нравственных принципов в профессиональной юридической деятельности;
• Приобретение студентами знаний о духовной основе права в различных правовых системах;
• Формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, чувства собственного достоинства будущего юриста-практика;
• Формирование способности осознавать себя как носителя своей национальной и цивилизационной правовой культуры, имеющей корни в традиционной народной нравственности;
• Формирование потребности в практическом освоении национальной правовой культуры, в актуализации духа права на основе диалектического взаимодействия с буквой закона применительно к правотворчеству, толкованию права, правопониманию, правоотношению, реализации права;
• Выявление и развитие задатков, а также формирование у будущего юриста-практика стремления к саморазвитию, реализации своего интеллектуального, творческого, духовного потенциала в правовой сфере жизни общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ПК-1 способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-2: цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора; гуманистическую ценность права.
ПК-1: понятие предмета и метода правового регулирования; правила юридической техники; принципы профессионального мышления современного юриста, юридическую терминологию; совокупность источников права по предмету правового регулирования; соответствующие научные доктрины по предмету правового регулирования.
ПК-5: комплекс правовых норм в конкретной сфере юридической деятельности, содержащих систему обязательных правовых предписаний, а также механизмов, их обеспечивающих (составы правонарушений, меры ответственности, процессуальная форма, меры процессуального принуждения и т.д.); правовое содержание и отличительные признаки дефиниций: «профилактика правонарушений», «предотвращение противоправного поведения», «пресечение правонарушений и преступлений» в области осуществляемой профессиональной юридической деятельности; виды юридической ответственности и иные правовые формы государственного принуждения в сфере правоохранительной деятельности; систему мер, направленных на противодействие процессам детерминации правонарушений, предотвращения совершения правонарушений и преступлений; систему мер общего, специального, индивидуального предупреждения правонарушений и преступлений на уровне общегосударственного, регионального, местного регулирования общественных отношений; методы предупреждения правонарушений: психологические и педагогические приемы, социально-экономические способы воздействия на индивида и социальную группу, меры правового принуждения и т.д.
ПК-15: основные правовые категории, определяющие содержание и уровень правовой культуры и правосознания общества (правовая идеология, правовая психология, система правовых принципов); основные элементы правового воспитания как целенаправленного организационного процесса; общие и отличительные признаки отдельных форм правового воспитания: правового обучения, правовой пропаганды, юридической практики, самовоспитания.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-2: доказывать ценность права; дискутировать по правовым вопросам, критиковать позицию правового нигилизма.
ПК-1: применять полученные знания, юридическую терминологию, нормы материального и процессуального права в процессе правотворческой деятельности; разрабатывать план подготовки нормативно-правового акта;
анализировать сведения, необходимые для разработки нормативно-правового акта.
ПК-5: прогнозировать тенденции правонарушающего поведения и преступности при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире; участвовать в организации и проведении криминологических исследований; анализировать состояние противоправной деятельности, преступности, оценивать ее тенденции в зависимости от изменений социально-политической и экономической жизни государства, общества, отдельных городов и населенных пунктов;
ПК-15: определять цели, содержание правового воспитания; определять методы правового воспитания; включать элементы правового воспитания в процесс осуществления собственной юридической деятельности, связанной с юридической практикой, обучением и т.п.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-2: высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ПК-1: способностью формулировать обоснованные предложения о средствах совершенствования правового регулирования по конкретному вопросу; способностью составлять план подготовки нормативно-правового акта; навыками работы с правовыми документами; методикой написания и оформления нормативно-правового акта; навыками представления разработанного нормативно-правового акта.
ПК-5: навыками идейно-нравственного воздействия на окружающих с целью формирования у них убеждений и ценностных ориентаций, связанных с правопослушным поведением; навыками оценки криминогенной ситуации на определенной территории или объекте; отдельными навыками прогнозирования показателей противоправной деятельности; навыком определять приоритеты антикриминогенной предупредительной деятельности; методами социального прогнозирования, основанных на изменении особенностей личности правонарушителей и обстоятельств, обуславливающих совершение;
ПК-15: отдельными методиками психолого-педагогического воздействия на аудиторию; приемами проектирования и планирования собственной юридической деятельности, элементами которой выступают различные формы правового воспитания; навыками использования профессиональных юридических знаний для правого воспитания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нравственные основания права
1.1. Право и нравственность в системе социального регулирования Лекции 1 1 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.2. Право и нравственность в системе социального регулирования Практические 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.3. Право и нравственность в системе социального регулирования Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие и сущность права: нравственное измерение Практические 1 0 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие и сущность права: нравственное измерение Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.6. Нравственные основания права Лекции 1 1 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.7. Нравственные основания права Практические 1 1 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.8. Нравственные основания права Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.9. Правосознание и правовая культура в свете нравственности Практические 1 1 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.10. Правосознание и правовая культура в свете нравственности Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.11. Политико-правовая мысль России о взаимодействии права и нравственности Практические 1 1 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.12. Политико-правовая мысль России о взаимодействии права и нравственности Сам. работа 1 9 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.13. Право и религия Практические 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.14. Право и религия Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.15. Право и человек Практические 1 0 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.16. Право и человек Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.17. Механизм правового регулирования: нравственное измерение Практические 1 0 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.18. Механизм правового регулирования: нравственное измерение Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.19. Лабораторный практикум по теме "Взаимодействие права и нравственности" Лабораторные 1 2 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.20. Практическое занятие по решению задач по теме "Вопросы нравственности в отраслевом законодательстве". Практические 1 1 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.21. Взаимодействие права и нравственности Сам. работа 1 8 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.22. Вопросы нравственности в отраслевом законодательстве Сам. работа 1 10 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-15 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Философские, социальные и юридические основания права.
2. Понятие нравственных оснований права.
3. Религиозные основания права.
4. Синтетический подход к определению права.
5. «Рабочее» определение понятия права.
6. Классификация социальных норм.
7. Ценности в праве.
8. Понятие этики как науки о морали.
9. Мораль, нравственность, право: характер соотношения.
10. Право и религия: характер соотношения.
11. Право и православие: характер взаимодействия.
12. Сущность права: основные подходы.
13. Принципы права как выражение нравственной природы права.
14. Принцип милосердия в праве: постановка проблемы.
15. Право как «минимум морали».
16. Проблема несоответствия правовых предписаний требованиям морали: возможные пути решения.
17. Право и нравственные качества человека.
18. Нравственные основания прав человека.
19. Теория естественного права о нравственных основаниях права.
20. Нормативизм о нравственных основаниях права.
21. Религиозные учения о нравственных основаниях права.
22. Учение Русской православной церкви о праве.
23. Учение В. Соловьева о праве и нравственности.
24. Идеи П.И. Новгородцева и И.А. Ильина о нравственных основаниях права.
25. Советская правовая мысль о соотношении права и нравственности.
26. Нравственное содержание правовой доктрины России.
27. «Русские правды» как источник древнерусского права.
28. Правосознание как нравственная основа правовой системы общества.
29. Правовая психология и нравственность: характер соотношения.
30. Правовая культура российского общества: традиции и новации.
31. Нравственные основания правотворчества.
32. Нравственные основания правовых отношений.
33. Нравственные основания толкования права.
34. Нравственные основания применения права.
35. Нравственные основания юридического языка.
36. Нравственные основы юридической техники.
37. Нравственные основания правового диалога.
38. Требования нравственности в публичных отраслях права.
39. Требования нравственности в отраслях частного права.
40. Нравственные основания юридической ответственности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Понятие социальных норм. Виды социальных норм.
2. Место нравственности и права в системе социальных норм.
3. Понятие нравственности, морали, этики.
4. Основные типы правопонимания.
5. Сущность права: основные подходы.
6. Определение понятия права: синтетический подход
7. Понятие нравственных оснований права
8. Взаимодействие права и нравственности.
9. Дореволюционные учения о взаимодействии права и нравственности.
10. Право и нравственность в советской правовой науке.
11. Церковь и государство: характер взаимодействия.
12. Соотношение права и религиозных норм.
13. Проблема несоответствия права нравственности: возможные пути решения, роль правосознания.
14. Судейское усмотрение: пределы допустимости.
15. Требования нравственности в публичных отраслях права.
16. Требования нравственности в частных отраслях права.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селютина Е.Н., Холодов В.А. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э3 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э4 Нравственные основания права: курс в moodle на образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7823 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критериями оценивания эффективности усвоения курса в части осознания нравственных оснований права являются активная научно-исследовательская деятельность студентов, а именно участие в работе кафедральных кружков по теории государства и права, по истории государства и права России и зарубежных стран, отклик студентов на предлагаемые кафедрой теории и истории государства и права исследования в области познания духовно-нравственных оснований права, участие в конференциях и олимпиадах. Критериями оценивания эффективности курса в части формирования высокой правовой культуры обучающихся являются знание учащимися истоков российской правовой культуры, активное участие их в трансляции этих знаний через научно-исследовательскую деятельность, творческие работы разного характера. Критериями оценивания эффективности курса в части укрепления гражданского самосознании являются участие студентов в мероприятиях, социальных проектах, акциях гражданской направленности, активное проявление милосердия и сплочённость студенческого коллектива. Критериями оценивания эффективности курса в части освоения студентами устойчивых правовых принципов, позволяющих помнить о добре и справедливости при разрешении правовых споров, являются участие студентов в волонтерских проектах по оказанию правовой помощи населению, участие в разработке проектов по совершенствованию российского законодательства.
Механизмами отслеживания полученных результатов выступают устные и письменные опросы; решение практических заданий по определенным темам; мониторинги разного направления; научно-исследовательские проекты студентов; дискуссии, олимпиады; ролевые игры (судебные процессы); итоги успеваемости по курсу. Итоговый контроль осуществляется путём проведения экзамена по двум теоретическим вопросам дисциплины.
Для изучения настоящего специального курса необходимо овладение студентами теорией государства и права, философскими представлениями о свободе, нравственности, морали, добре и зле, долге и ответственности в аспекте взаимосвязи нравственных норм и правовых предписаний. Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Нравственные основания права» завершается экзаменом. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от умения анализировать действующее российского законодательство, сравнить его с законодательством зарубежных стран, работать с судебной практикой, сопоставлять его с концептуальными положениями истории политико-правовой мысли, формулировать собственные предложения по совершенствованию законодательства, аргументировать свою позицию. Проверке подлежит содержание представленной командой студентов позиции, которую он должен защитить перед своими оппонентами. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.