МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психоэндокринология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 108 36 108 36
Итого 144 72 144 72

Программу составил(и):
ст.преп., Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.н, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психоэндокринология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса является познакомить студентов с теоретическими основами психоэндокринологии, систематизировать знания студентов о процессах регуляции и интеграции биохимических и физиологических функций клеток и всего организма, выделить принципы и механизмы регуляторных воздействий нейроэндокринной системы, как на субклеточном, так и на поведенческом уровне.
Задачи курса:
• познакомить студентов с системой понятий и категорий, с помощью которых психоэндокринология пытается отразить и объяснить взаимодействие нервной и эндокринной систем, проявляющееся на уровне биохимических, физиологических и поведенческих процессов;
• помочь овладеть знаниями о функционировании желез внутренней секреции, механизмах нейроэндокринной регуляции, природе и функциях гормонов, о роли биоритмов гормонов в развитии эндокринопатий;
• дать определенные знания о функциональной и биохимической вариабельности в индивидуальном, половозрастном, эволюционном аспектах;
• показать сложность и многообразие влияний гормонального статуса на психику и поведение человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы выявления и анализа информации о потребностях пациента и медицинского персонала
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг), в том числе и при различных заболеваниях эндокринной системы.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выявления и анализа информации о потребностях пациента и медицинского персонала, в том числе и при различных заболеваниях эндокринной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психоэндокринологии
1.1. Проблема соотношения социальных и биологических факторов в процессе социализации индивида.Психоэндокринология как наука. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Работы Ломброзо и Ферри. Конституциональные типологии характера Кречмера и Шелдона. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Современные представления о соотношении социальных и биологических факторов в процессе формирования и развития личности (работы Дубинина, Фромма, Фролова, Равич-Щербо). Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Нейроэндокринология: предмет, методы исследования, основные понятия. Лекции 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Структурная и функциональная взаимосвязь центральной нервной системы, вегетативной нервной системы и эндокринной системы. Классификация гормонов.Механизмы действия гормонов на клеточном уровне. Практические 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Железы внутренней секреции. История развития эндокринологии. Постулаты Коха. Связь отдельных гормонов с некоторыми характеристиками психических свойств. Методы математического анализа и выявление корреляций между уровнем содержания гормонов и психических состояний личности. Практические 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Особенности действия различных гормонов на психику и поведение человека
2.1. Нейрогипофиз.Возопресин и окситоцин. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Участие гормонов нейрогипофиза в формировании некоторых поведенческих реакций. Практические 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Аденогипофиз.Гормон роста, мелатонин. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Взаимосвязь окситоцина и вазопрессина с половыми гормонами и гормонами стресса и β-эндорфинами.Психоэндокринологический аспект акселерации и ретардации развития (гормон роста и мелатонин). Практические 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Функции тиреоидных гормонов, их участие в деятельности различных систем организма. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Влияние гормонов гипофиза на эмоциональную сферу жизнедеятельности человека (эмоциональная "холодность", агрессивность, депрессия). Практические 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Эндокринная регуляция общего обмена веществ. Гормоны щитовидной железы. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Адаптационные эффекты действия тиреоидных гормонов, участие в цикле сон-бодрствование. Гиреоз и гипертиреоз. Влияние содержания тиреоидных гормонов на психику и поведение. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная система. Общий адаптационный синдром и адренокортикотропный гормон (АКТГ). Практические 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. АКТГ - гормон обучения и памяти. Кортизол и его влияние на обмен веществ и общее состояние организма. Связь кортизола с половыми гормонами. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. АКТГ и кортизол как гормоны стресса. Психофизиологические характеристики стадий стресса и уровни содержания АКТГ и кортизола. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Эндокринная функция поджелудочной железы. Влияние инсулина, глюкагона и соматостатина на психофизиологическое состояние и на поведенческие реакции человека. Центральная нервная регуляция потребления пищи. Нарушения питания: нервная анорексия и булимия. Отдаленные последствия ожирения. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Катехоламины: адреналин и норадреналин. Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Гонадотропные гормоны и дифференциация центральной нервной системы и репродуктивных структур (развитие по мужскому или женскому типу).Тестостерон и его функции. Гормональный контроль овуляции и менструального цикла. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Особенности действия катехоламинов как гормонов и как нейромедиаторов. Симпатоадреналовая система. Множественное действие катехоламинов на организм. Практические 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Катехоламиновая гипотеза Шильдкрота-Кети. Катехоламины и антидепрессанты. Стресс и катехоламины. Соотношение катехоламинов и тип поведения в стрессовой ситуации. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.17. Психоэндокринологические основы регуляции полового поведения. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.18. Психофизиологическое действие половых горомнов в различные возрастные периоды. Половые гормоны и различные аспекты поведения человека: половое поведение, отношение к потомству, агрессивное поведение. Влияние андрогенов и эстрогенов на полоролевое поведение. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дедова И.И., Мельниченко Г.А. Эндокринология. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Дедов И.И., Мельниченко Г.А. Российские клинические рекомендации. Эндокринология: практическое пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Б. Манухин Гинекологическая эндокринология. Клинические лекции: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Дедов И.И. Персонализированная эндокринология в клинических примерах: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle «Психоэндокринология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.