МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология с основами физиологии человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия; Физическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-2-2020
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 42 54 42 54
Итого 96 108 96 108

Программу составил(и):
к.б.н. Л.И. Тихомирова

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Биология с основами физиологии человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Маркин Вадим Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Маркин Вадим Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний, умений и навыков в области биологии развития живых систем и многофункциональных физиологических состояний в организме человека для решения профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общие закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;
- конкретные механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма;
- механизмы регуляции и саморегуляции физиологических параметров;
- сущность методик исследования различных функций организма.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать фундаментальные представления и достижения в области биологии и физиологии человека в профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;
- использовать основные теории, концепции и принципы, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма, механизмов регуляции и саморегуляции физиологических параметров;
- способен к системному мышлению в области конкретных механизмов функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма;
- оценивать и объяснять информационную значимость различных показателей (констант) и закономерностей регуляции жизненных функций организма человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работать с учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой;
- выполнять лабораторные работы, защищать протокол проведенного исследования;
- выделять главное и второстепенное в общем потоке информации, применять полученные знания при решении тестовых заданий и ситуационных задач;
- использовать методики исследования различных функций организма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Биология наука о жизни
1.1. Предмет биологии.Роль биологии в химическом образовании.Гипотезы происхождения жизни Лекции 2 2 Л1.1
1.2. Введение в биологию Практические 2 2 Л1.1
1.3. Общие свойства и функционирование живых систем Лекции 2 2 Л1.1
1.4. Общие свойства и функционирование живых систем Сам. работа 2 13 Л1.1
1.5. Клеточный уровень организации живой материи Лекции 2 4 Л1.1
1.6. Строение клетки Практические 2 2 Л1.1
1.7. Клеточный цикл жизни. Деление клетки. Лекции 2 4 Л1.1
1.8. Клеточный цикл жизни. Деление клетки. Практические 2 2 Л1.1
1.9. Методы гистохимического анализа растительных тканей. Лабораторные 2 4 Л1.1
1.10. Клеточный уровень организации живой материи Сам. работа 2 13 Л1.1
Раздел 2. Физиология человека
2.1. Предмет физиологии человека. Ткани человека. Лекции 2 2 Л1.1
2.2. Ткани человека Сам. работа 2 5 Л1.1
2.3. Физиология человека. Ткани человека Практические 2 2 Л1.1
2.4. Физиология сердца и крови. Лекции 2 2 Л1.1
2.5. Система регуляции агрегатного состояния крови. Свертывание крови. Лекции 2 2 Л1.1
2.6. Физиология дыхания. Лекции 2 2 Л1.1
2.7. Физиология сердечно-сосудистой и дыхательной системы Практические 2 2 Л1.1
2.8. Пищеварение Лекции 2 2 Л1.1
2.9. Физиология пищеварения. Практические 2 2 Л1.1
2.10. Физиология эндокринной системы. Гормоны. Лекции 2 2 Л1.1
2.11. Физиология эндокринной системы. Гормоны. Практические 2 2 Л1.1
2.12. Мочевыделение. Лекции 2 2 Л1.1
2.13. Мочевыделение. Практические 2 2 Л1.1
2.14. Физиология внутренних органов Сам. работа 2 20 Л1.1
2.15. Принципы биохимического анализа крови и мочи Лекции 2 2 Л1.1
2.16. Зачётное занятие Практические 2 2 Л1.1
2.17. Методы анализа мочи. Лабораторные 2 4 Л1.1
2.18. Подготовка к зачётному занятию Сам. работа 2 3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри в Приложения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под. ред. Н.А. Агаджана Основы физиологии человека: основная Российский университет дружбы народов, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный онлайн-курс учебной дисциплины "Биология с основами физиологии человека" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?