МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 151
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 14 4 32 8 46
Практические 4 22 4 50 8 72
Сам. работа 91 9 60 170 151 179
Часы на контроль 9 9 4 4 13 13
Итого 108 54 72 256 180 310

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 020400 "ПСИХОЛОГИЯ". Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии ( 030301.65 по ОК 009- 2003 ), утвержден 17.03.2000, номер государственной регистрации 235 гум/сп Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 25.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пс.н., профессор Д.В. Каширский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 25.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н., профессор Д.В. Каширский


1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование и развитие способности к квалифицированному применению методологических принципов и методов научной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-6 способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
ПК-7 способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные методологические принципы и методы исследовательской деятельности;
владеть навыками проектирования исследовательской деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.–​ уметь формулировать решаемую проблему, определять объект и предмет исследования, ставить исследовательские задачи и разрабатывать план их решения;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.–​ навыками анализа результатов научного исследования, и их оформления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие о методологии. Методология,метод,методика. Соотношение методологии,науковедения, философии и мировоззрения. Лекции 1 8 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Конкретно-научная методология в структуре методологического знания. Лекции 1 6 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Понятие о методологии. Методология, метод, методика. Соотношение методологии, науковедения, философии и мировоззрения. Практические 1 10 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Конкретно-научная методология в структуре методологического знания. Практические 1 12 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Уровень процедуры и техники исследования в структуре методологического знания. Сам. работа 1 9 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Экзамен 2 0 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Методологические основания классической психологии сознания В. Вундта Лекции 2 4 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Методологические основания классического бихевиоризма Дж. Уотсона Лекции 2 4 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Методологические основания классического психоанализа З. Фрейда Лекции 2 2 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Методологические основания гуманистической психологии А. Маслоу Лекции 2 4 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Методологические основания классической психологии сознания В. Вундта Практические 2 6 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Методологические основания классического бихевиоризма Дж. Уотсона Практические 2 6 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Методологические основания классического психоанализа З. Фрейда Практические 2 6 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Методологические основания гуманистической психологии А. Маслоу Практические 2 4 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Сравнительная таблица методологических оснований основных подходов в психологии Сам. работа 2 36 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Наука как сфера человеческой деятельности. Назначение и функции науки. Лекции 2 6 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Классификации наук. Лекции 2 4 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Наука как сфера человеческой деятельности. Назначение и функции науки. Практические 2 8 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Классификации наук. Практические 2 8 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Сравнительная таблица (классификация наук) Сам. работа 2 42 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Место психологии в системе наук Лекции 2 4 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.22. Доклассический, классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности Лекции 2 4 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.23. Сравнительная таблица (классика, неклассика, постнеклассика) Сам. работа 2 30 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.24. Место психологии в системе наук Практические 2 6 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.25. Доклассический, классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности Практические 2 6 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.26. Типологии исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, комплексные и аналитические, корреляционные, квазиэкспериментальные и экспериментальные). Сам. работа 2 62 ОК-7, ПК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В каких областях практики, по Вашему мнению, качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностей?
Почему работа психолога-практика должна опираться на общепсихологические знания?
Как, по Вашему мнению, соотносятся принцип детерминизма и свободы человеческого поступка?
Как Вы относитесь к "популярной" психологии?
Почему Б.М. Кедров считал, что психология представляет собой "связующее звено" между социальными, естественными и философскими науками?
Является ли современная психология экспериментальной наукой?
В чем особенности генетико-моделирующего (формирующего) эксперимента по сравнению с констатирующим?
Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике? Должен ли психолог игнорировать интроспекцию как научный метод?
Какие проблемы, поставленные мыслителями Античности, на Ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии?
Почему психологию называют "полипарадигмальной" наукой? Можно ли примерить парадигмы различных направлений психологии?
Что, по Вашему мнению, объединяет теории столь различных авторов, как З. Фрейд, А. Адлер и К.Г. Юнг, в общее направление психоанализа?
Почему возникла поведенческая психология и каков вклад данного направления в развитие психологической мысли?
Что привело к когнитивной революции в психологии?
В чем различия между "натуральными" и "высшими" психическими функциями? Каково соотношение между ними в психике взрослого культурного человека?
В чем превосходство культурной психики над натуральной?
В чем заключался манифест гуманистической психологии как психологии "третьей силы"?
Чем различаются представления о природе человека, лежащие в основе различных направлений современной психологии?
Могут ли обладать психикой существа, которые не располагают нервной системой?
С какими задачами могут справляться животные, находящиеся на стадии перцептивной психики?
Как понимать выражение "язык животных" и в какой степени животные могут обладать речью?
Почему первобытному человеку стало необходимо сознание?
Каким образом концепция Н.А. Бернштейна интегрирует представления об условном рефлексе, оперантном научении, научении через наблюдение, инсайтном научении и научении через рассуждении?
Можно ли установить взаимосвязь между объемом мозга и интеллектом человека?
В чем заключается суть психофизиологической проблемы и каковы подходы к ее решению?
В чем заключается проблема личности в психологии?
В чем заключается проблема сознания в психологии?
Каково соотношение темперамента и характера в структуре личности?
Каково соотношение задатков и способностей в структуре личности?
Что имел ввиду З. Фрейд, говоря о защитном характере поведения человека?
В чем основные отличия между психосексуальными стадиями развития личности, по З. Фрейду, и психосоциальными стадиями развития личности, по Э. Эриксону?
Как А. Маслоу описывает самоактуализирующиеся личности? Видите ли Вы вокруг себя людей, которых можно назвать самоактуализирующимися?
Как Вы понимаете выражение "личность рождается в деятельности"?
Какую роль в жизни человека играют свойства его темперамента?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник ВЛАДОС, 2016 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Канке В. А., Берулава М. Н. ; Под ред. Берулавы М.Н. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. Учебное пособие для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Бусыгина Н.П. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Курс в Moodle "Теория и методология научного исследования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер.
Acrobat reader.
MS Office.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение