МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика фирмы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_Э-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 84
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 84 84 84
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук., доцент, Обиремко С.И.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук., профессор, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика фирмы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. № 1327

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук, профессор Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, профессор Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на подготовку квалифицированного специалиста, способного воспринимать и обобщать экономическую информацию, оценивать экономические аспекты функционирования отрасли и предприятия, рассчитывать основные экономические показатели работы последнего. Основная задача – помочь студентам сформировать самостоятельное экономическое мышление, умение выбрать оптимальный вариант хозяйственного развития предприятия, разработать его грамотную стратегию. Вопросы, изучаемые в рамках данной дисциплины, непосредственно связаны с практикой социально-экономического развития, общества; поэтому студент должен не только усвоить основные понятия и категории, но и уметь использовать полученные знания для анализа реальных экономических проблем.
Целями дисциплины «Экономика фирмы» являются:
• подготовка квалифицированного специалиста, способного правильно обобщать экономическую информацию, оценивать все аспекты функционирования отрасли и предприятия;
• обретение студентами культуры экономического мышления, умения грамотно судить об экономических явлениях и анализировать конкретные экономические ситуации;
• приобретение студентами навыков расчета основных экономических показателей работы предприятия.
Задачи дисциплины:
• дать студентам общее представление о предприятии как основном звене национальной экономики;
• познакомить студентов с основными приемами экономического анализа;
• помочь студентам научиться выявлять и понимать причины экономического поведения предприятия и логику его развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормативно-правовую базу, регулирующую финансово-хозяйственную деятельность предприятий;
методы изучения и анализа рыночной конъюнктуры;
методы обработки информации в целях обоснования управленческих решений и планов предприятия;
методы оценки деятельности предприятий.
3.2.Уметь:
3.2.1.вырабатывать управленческие решения, исходя из анализа различных вариантов, в целях повышения эффективности деятельности предприятий;
формировать информацию, необходимую для обоснования планов деятельности предприятий;
использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
способен формировать систему показателей и использовать современные технологии сбора и обработки информации в целях оценки деятельности предприятия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и обработки данных, необходимых для разработки планов и обоснования управленческих решений;
методами обоснования управленческих решений и организации их выполнения;
методами оценки деятельности предприятия;
методами выявления резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию фирмы
1.1. Фирмы в экономической системе. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.2. Фирмы в экономической системе. Практические 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.3. Фирмы в экономической системе. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.4. Фирма в предпринимательской среде. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.5. Фирма в предпринимательской среде. Практические 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.6. Фирма в предпринимательской среде. Сам. работа 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.7. Организационно-правовые формы фирм. Лекции 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.8. Организационно-правовые формы фирм. Практические 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.9. Организационно-правовые формы фирм. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. Природа фирмы. Фирма и рынок.
2.1. Природа фирмы. Фирма и рынок. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.2. Природа фирмы. Фирма и рынок. Практические 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.3. Природа фирмы. Фирма и рынок. Сам. работа 5 10 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.4. Внешняя среда фирмы. Лекции 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.5. Внешняя среда фирмы. Практические 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.6. Внешняя среда фирмы. Сам. работа 5 16 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 3. Механизм функционирования фирмы.
3.1. Механизм функционирования фирмы. Лекции 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.2. Механизм функционирования фирмы. Практические 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.3. Механизм функционирования фирмы. Сам. работа 5 22 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.4. Принципы управления фирмами. Лекции 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.5. Принципы управления фирмами. Практические 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.6. Принципы управления фирмами. Сам. работа 5 18 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.7. Ресурсы фирмы. Лекции 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.8. Ресурсы фирмы. Практические 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.9. Ресурсы фирмы. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.10. Экономические результаты деятельности фирмы. Лекции 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.11. Экономические результаты деятельности фирмы. Практические 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.12. Экономические результаты деятельности фирмы. Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.13. Стратегия фирм. Лекции 5 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.14. Стратегия фирм. Практические 5 6 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.15. Стратегия фирм. Сам. работа 5 0 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова Н.М. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ФИРМА КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Чередниченко О. А., Куренная В. В., Рыбасова Ю. В. Экономика фирмы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Мокий М. С., Азоева О. В., Ивановский В. С. ; Под ред. Мокия М. С. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Корнеева И.В., Русакова Г.Н. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гарнов А. П., Хлевная Е. А., Мыльник А. В. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/406729
Л2.2 А. В. Колышкин [и др.] ; под ред. А. В. Колышкина, С. А. Смирнова Экономика предприятия : учебникдля СПО М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.рru/book/F563B09F-8B0E-497A-9B33-FB60CD0C9D8E
Л2.3 Кузнецов В.И., Платонова Т.Е., Клочкова Е.Н. - под ред. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.consultant.ru
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/
5. Юрайт https://www.biblio-online.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.