МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспериментальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 36 36 9 9 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Экспериментальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии.
Задачи курса:
1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии.
2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия.
3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей).
4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы).
5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов
ПК-20 способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования
ПК-21 способностью планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований
ПК-23 способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных исследовательских методах, преимуществах и особенностях организации, реализации экспериментального исследования,
- об основных экспериментальных планах (однофакторных и многофакторных), способах их организации и проведения,
- об основных способах формирования выборок экспериментального исследования и критериях их репрезентативности,
- об основных переменных экспериментального исследования, операционализации понятий, эмпирических индикаторах и гипотезах в психологическом эксперименте,
- об основных способах сбора, организации, обработки, анализа, интерпретации, графической визуализации и итогового представления данных экспериментального исследования,
- о методологических основах разработки исследовательских гипотез, о статистических и методологических гипотезах экспериментального исследования,
- об эффектах-осложнителях (побочных переменных) и способах их устранения в экспериментальном исследовании,
- о способах представления экспериментального плана, основных эффектах и взаимодействии,
-об этических принципах реализации эксперимента, этических ограничениях исследования в психологии,
- об основных хрестоматийных экспериментальных исследованиях в психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь планировать и реализовывать экспериментальное исследование с учетом преимуществ и недостатков разных типов экспериментального планирования, особенностей выборки, наличия осложнителей, количества факторов, специфики гипотез исследования, способа операционализации и особенностей измерения эмпирических индикаторов зависимой и независимых переменных.
- Уметь формулировать экспериментальные и статистические гипотезы, осуществлять всю процедуру статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
- Уметь осуществлять адекватную специфике данных и гипотезам исследования математико-статистическую обработку результатов экспериментального исследования.
- Уметь при решении экспериментальных задач обрабатывать, анализировать, визуализировать, представлять результаты исследования (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии, виды дисперсионного анализа и др.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планирования и реализации разных видов экспериментального исследования с учетом особенностей каждого из планов,
- формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложните-лей),
- прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, описательные, экспериментальные выводы).
- осуществления статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте,
- математико-статистическую обработки, анализа и визуализации, интерпретации данных эксперимента,
- работы со статистическими программами при решении экспериментальных задач (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ и др.),
- формулировки инструкции в соотствии с особенностями цели и дизайна экспериментального исследования,
- навыки оформлениябазы данных экспериментального исследования в виде простой матрицы и нестинга с последующим представлением результатов основных эффектов и взаимодействия (для многофакторных планов).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода.
1.1. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Наука, псевдонаука, лженаука. Лекции 7 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. Практические 7 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Введение в теоретическое и эмпирическое знание. Лекции 7 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Сам. работа 7 8 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. Лекции 7 6 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.6. Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки Сам. работа 7 8 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент.
2.1. Стратегии построения исследовательских групп. Способы контроля побочных переменных. Практические 7 8 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент. Сам. работа 7 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки. Практические 7 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Креативное мышление в науке Сам. работа 7 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Практические 7 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования.
3.1. Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах. Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных. Практические 7 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. Лекции 8 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Виды независимых переменных: преимущества и недостатки экспериментального плана с разными типами НП. Лекции 8 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы.
4.1. Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие. Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация. Практические 8 8 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг. Сам. работа 7 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Лекции 8 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.5. Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов. Сам. работа 8 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.6. Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента. Практические 8 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.7. Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана. Сам. работа 8 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.8. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Практические 8 4 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования.
5.1. Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперсия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS. Лекции 8 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Сам. работа 8 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. Практические 8 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.4. Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными. Практические 8 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Дисперсионный анализ с повторными измерениями. Сам. работа 8 1 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.6. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Практические 8 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.7. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Особенности ввода данных, рассчетов, представления результатов. Сам. работа 8 2 ПК-8, ПК-20, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Развернутое определение метода «эксперимент в психологии». Раскройте ответ, используя основные категории экспериментального планирования и историю применения этого метода в психологии. Сравните с другими методами научного познания, применяемого в психологии.
2. Обоснуйте необходимость метода эксперимента в психологии, в чем заключается его ценность для изучения психологической реальности. История эксперимента и примеры реальных исследований. Психология эксперимента и экспериментальная психология.
3. Структура научного исследования – подробно опишите данные этапы. Приведите пример.
4. Охарактеризуйте понятия: методология, метод, методика. Типологии научных исследований (по характеру и цели исследования). Эксперимент С. Аша – исследование силы эмоциональных и социальных характеристик: содержание исследования и анализ эксперимента.
5. Научная проблема и идея исследования. Трудности использования эксперимента в психологии. Преимущества и недостатки экспериментального метода. Эксперимент М. Селигмана – «Выученная беспомощность»: содержание и анализ эксперимента.
6. Операционализация понятий. Эмпирический вопрос: суть, правила формулировки и примеры. Эмпирический индикатор.
7. Принципы исследования. Генеральная совокупность. Способы формирования исследовательских групп, критерии репрезентативности выборки.
8. Переменные в эксперименте. Основные переменные: НП и ЗП – виды, возможные психологические явления. Причинно-следственный характер взаимоотношения ЗП и НП.
9. Поведение как факт экспериментальной психологии (уровни описания поведения, ситуации эксперимента и личности испытуемого).
11. Основные правила предъявления инструкции в психологическом эксперименте. Этика в эксперименте. История эксперимента с точки зрения этических допущений.
12. Общая характеристика эксперимента как фаза исследования (от чего зависит успешность эксперимента, виды эксперимента). Виды однофакторных экспериментальных планов. Одно- и многоуровневые эксперименты.
13. Параметры психологического эксперимента (личность, поведение, ситуация) – возможности экспериментального контроля. Эффекты в эксперименте как факторы личности испытуемого и экспериментатора, вызывающие искажение результатов, методы их контроля.
14. Экспериментальная и контрольная группа (виды групп) – определите их функциональный смысл для эксперимента, приведите примеры, назовите способы создания равноценных групп. Приведите примеры необходимости введения нескольких контрольных групп.
15. Подробное описание этапов исследования: цель, фиксация и осознание проблемы, разработка общей концепции, формулировка и разработка рабочей гипотезы (ее функции).
16. Постулаты научного метода в экспериментальной психологии. Планирование эксперимента. Виды гипотез и примеры формулировок.
17. Математико-статистическая обработка данных эксперимента. Т-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ.
18. Нулевая гипотеза, ошибки первого и второго рода. Альфа- и бета- уровень. От каких факторов зависит вероятность совершения ошибок первого и второго рода? Эксперимент Д.Флиннера, Р. Кернса, Л.Д. Коэн с плачущим ребенком: содержание и анализ эксперимента.
19. Латинский и греко-латинский квадрат. План Соломона для четырех групп: суть, какой эффект контролирует?
20. Этап планирования, организации и проведения эксперимента (общий смысл), интерпретация результатов и выводы. Приведите пример.
21. Определите надежность и валидность экспериментальных данных, назовите и охарактеризуйте типы валидности. Какие осложнители могут угрожать валидности и надежности эксперимента.
22. Эмпирические признаки причинной связи между двумя переменными. Особенности общепсихологического и патопсихологического эксперимента. Экспериментальные исследования в современной социальной психологии – тематика, примеры.
23. Экспериментальные переменные (виды) и способы их контроля – приведите примеры. Виды осложнителей в эксперименте и методы их устранения.
24. Фактор, уровни (значения). Экспериментально условие. Чему равно количество экспериментальных условий в одно- и многофакторном эксперименте?
25. Эксперимент как метод познания. Эксперимент и другие методы исследования (корреляционное исследование, наблюдение) – сравнительный анализ, примеры.
26. Основной эффект и взаимодействие в факторном эксперименте. Графическое представление результатов факторного эксперимента, примеры.
27. Многофакторные экспериментальные планы: виды, примеры, формы записи (цифровая, матричная), виды наглядного представления результатов исследования.
28. Смешанные факторные планы могут включать, а могут не включать позиционное уравнивание, объясните почему? Эксперимент А. Бандуры об агрессивном поведении вследствие наблюдения за агрессивными поступками: содержание и анализ эксперимента.
29. Основные критерии - принципы научного знания. Наука и псевдонаука, наукообразие. Способы познания.
30. Эмпирический вопрос, эмпирический индикатор параметров эксперимента и операционализация понятий.
31. Статистика вывода. Мощность основного эффекта. Расчеты в ANOVA.
32. Типы независимых переменных и способы представления данных.
33. Внутри- и межгрупповая дисперсия, F-отношение, критерий Левина и метод контрастов.
34. Квазиэкспериментальные схемы. Нестинг.
35. Особенности идеального и реального эксперимента. Способы формирования выборки.
36. Одномерный и многомерный дисперсионный анализ. Гипотезы в одно- и многофакторных экспериментах – статистическая проверка.
37. Систематическое и несистематическое смешение. Методы контроля осложнителей, связанных с личностью испытуемого и экспериментатора, а также с процедурой исследования.
38. Валидность, надежность экспериментального исследования и способы их оценивания. Математические допущения и правила дисперсионного анализа.
39. Эффект последовательности, утомления и научения – специфика и методы контроля. Психосемантический эксперимент. Проблема направленности и третьей переменной в исследовании.
40. Побочные и дополнительные переменные – способы идентификации и контроля, связь с ошибками 1 и 2 рода.
41. Непараметрические методы статистического исследования причинно-следственной связи.
42. Формы записи и анализа факторных экспериментальных планов. Примеры гипотез и исследований.
43. Однофакторный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS.
44. Мнофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS. Расчет и анализ взаимодействия и основных эффектов.
45. Жизненный и экспериментальный реализм. Полевые и лабораторные эксперименты. Фундаментальные и прикладные исследования.
46. Размах независимой переменной: критерии размаха. Вероятность ошибки 1 и 2 рода в зависимости от количества выборки, размаха НП и α-уровня.
47. Корреляционное исследование. Статистический анализ результатов. Констатирующий и причинно-следственный вывод или гипотеза.
48. Эксперимент в когнитивной психологии и психосемантический эксперимент.
49. Эксперимент в рамках бихевиорального направления.
50. Экспериментальное условие, уровни НП, виды НП. Межсубъектный и внутрисубъектный экспериментальные планы: сравнительный анализ преимуществу и недостатков.
51. Аналитический обзор эксперимента М. Селигмана «Научение депрессии» и Д. Розенхена «Ну и кто же здесь сумасшедший». Примеры взаимодействия в экспериментальной психологии, виды взаимодействия.
52. Аналитический обзор эксперимента А. Бандуры «Наблюдать агрессию – совершать агрессию» и Б. Скиннера «Постучи по дереву». Проблема третьей переменной: эксперимент и корреляционное исследование. Исследование с одним испытуемым.
53. Принципы анализа эксперимента. Способы представления данных. Основные этапы описания экспериментального исследования (отчет).
54. Основные непараметрические статистические методы анализа экспериментальных данных: цель применения и условия, ограничения и преимущества (общий смысл, эмпирическая задача применения).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции.

Постановка эмпирических вопросов касательно обыденных или философских вопросов, перевод проблемы с языка повседневности на язык психологической науки: примеры, аналитический разбор правил и ошибок формулировки. Эмпирический вопрос как основа экспериментальной гипотезы.


Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Креативное мышление в науке (включает процесс определения значимых связей между кажущимися бессвязными идеями и использование этих связей для создания экспериментов).

Нуль-гипотеза и альтернативная гипотеза в экспериментальном исследовании, вероятность ошибки первого и второго рода. Статистика вывода.

Стратегии построения исследовательских групп: рандомизация; попарный отбор; рандомизация с выделением страт; приближенное моделирование; репрезентативное моделирование; привлечение реальных групп.

Зависимая (ЗП) и независимая (НП) переменные. Виды НП, уровни НП, экспериментальные условия в однофакторном и многофакторном экспериментальном исследовании. Отношения между переменными.

Способы контроля побочных переменных: элиминация; создание константных условий; балансировка эффекта от действия внешних переменных; балансировка с выделением внешней переменной, экспериментальный план Соломона для четырех групп, контрбалансировка или позиционное уравнивание (прямое и обратное позиционное уравнивание); рандомизация.

Виды однофакторных экспериментальных планов: преимущества и недостатки, особенности планирования, реализации, примеры.

Виды многофакторных планов, основные эффекты и взаимодействия. Преимущества и недостатки многофакторных планов в эксперименте.

Виды дисперсионного анализа в задачах обработки данных однофакторных и многофакторных экспериментальных исследований с разных количеством факторов, разным типом независимы и зависимых переменных, разных количеством уровней факторов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носс И.Н. Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489514
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Экспериментальная психология: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Назаров А. И. Экспериментальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/»
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Экспериментальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
К основным задачам самостоятельной работы относятся:
1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
2. углубление и расширение теоретических знаний;
3. развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
4. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
5. использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании сообщений, выполнении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Перечисленные в модулях проблематики направлены на углубленное изучение и закрепление знаний студента.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей качественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.