МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспериментальная психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна;канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Экспериментальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии.
Задачи курса:
1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии.
2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия.
3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей).
4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы).
5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-8: способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание и способы работы с библиотечными каталогами;
- информационно-коммуникативные технологии;
-способы проведения стандартного прикладного исследования в области психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиотечной культуры с применением информационно-коммуникативных технологий,
- проводить стандартное прикладное исследование в области психологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиотечной культуры с применением информационно-коммуникативных технологий с учетом основных требований;
- методами стандартное прикладное исследование в области психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода.
1.1. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Введение в теоретическое и эмпирическое знание. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Наука, псевдонаука, лженаука. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки Лекции 4 1 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент.
2.1. Обыденная жизнь, научная терминология и проблема. Виды проблем, критерии научной проблемы. Правила формирования выборки испытуемых. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Стратегии построения исследовательских групп. Способы контроля побочных переменных. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент. Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Креативное мышление в науке Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования.
3.1. Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах. Лекции 4 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Виды независимых переменных: преимущества и недостатки экспериментального плана с разными типами НП. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы.
4.1. Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие. Лекции 4 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг. Практические 4 1 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.7. Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.8. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.9. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.10. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования.
5.1. Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперсия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.5. Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.6. Дисперсионный анализ с повторными измерениями. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.7. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.8. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Особенности ввода данных, рассчетов, представления результатов. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.9. Основные статистические правила реализации дисперсионного анализа как способа обработки однофакторных экспериментальных исследований. Особенности ввода и анализа данных эксперимента в программе SPSS. Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.10. Экзамен Экзамен 4 9 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Развернутое определение метода «эксперимент в психологии». Раскройте ответ, используя основные категории экспериментального планирования и историю применения этого метода в психологии. Сравните с другими методами научного познания, применяемого в психологии.
2. Обоснуйте необходимость метода эксперимента в психологии, в чем заключается его ценность для изучения психологической реальности. История эксперимента и примеры реальных исследований. Психология эксперимента и экспериментальная психология.
3. Структура научного исследования – подробно опишите данные этапы. Приведите пример.
4. Охарактеризуйте понятия: методология, метод, методика. Типологии научных исследований (по характеру и цели исследования). Эксперимент С. Аша – исследование силы эмоциональных и социальных характеристик: содержание исследования и анализ эксперимента.
5. Научная проблема и идея исследования. Трудности использования эксперимента в психологии. Преимущества и недостатки экспериментального метода. Эксперимент М. Селигмана – «Выученная беспомощность»: содержание и анализ эксперимента.
6. Операционализация понятий. Эмпирический вопрос: суть, правила формулировки и примеры. Эмпирический индикатор.
7. Принципы исследования. Генеральная совокупность. Способы формирования исследовательских групп, критерии репрезентативности выборки.
8. Переменные в эксперименте. Основные переменные: НП и ЗП – виды, возможные психологические явления. Причинно-следственный характер взаимоотношения ЗП и НП.
9. Поведение как факт экспериментальной психологии (уровни описания поведения, ситуации эксперимента и личности испытуемого).
11. Основные правила предъявления инструкции в психологическом эксперименте. Этика в эксперименте. История эксперимента с точки зрения этических допущений.
12. Общая характеристика эксперимента как фаза исследования (от чего зависит успешность эксперимента, виды эксперимента). Виды однофакторных экспериментальных планов. Одно- и многоуровневые эксперименты.
13. Параметры психологического эксперимента (личность, поведение, ситуация) – возможности экспериментального контроля. Эффекты в эксперименте как факторы личности испытуемого и экспериментатора, вызывающие искажение результатов, методы их контроля.
14. Экспериментальная и контрольная группа (виды групп) – определите их функциональный смысл для эксперимента, приведите примеры, назовите способы создания равноценных групп. Приведите примеры необходимости введения нескольких контрольных групп.
15. Подробное описание этапов исследования: цель, фиксация и осознание проблемы, разработка общей концепции, формулировка и разработка рабочей гипотезы (ее функции).
16. Постулаты научного метода в экспериментальной психологии. Планирование эксперимента. Виды гипотез и примеры формулировок.
17. Математико-статистическая обработка данных эксперимента. Т-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ.
18. Нулевая гипотеза, ошибки первого и второго рода. Альфа- и бета- уровень. От каких факторов зависит вероятность совершения ошибок первого и второго рода? Эксперимент Д.Флиннера, Р. Кернса, Л.Д. Коэн с плачущим ребенком: содержание и анализ эксперимента.
19. Латинский и греко-латинский квадрат. План Соломона для четырех групп: суть, какой эффект контролирует?
20. Этап планирования, организации и проведения эксперимента (общий смысл), интерпретация результатов и выводы. Приведите пример.
21. Определите надежность и валидность экспериментальных данных, назовите и охарактеризуйте типы валидности. Какие осложнители могут угрожать валидности и надежности эксперимента.
22. Эмпирические признаки причинной связи между двумя переменными. Особенности общепсихологического и патопсихологического эксперимента. Экспериментальные исследования в современной социальной психологии – тематика, примеры.
23. Экспериментальные переменные (виды) и способы их контроля – приведите примеры. Виды осложнителей в эксперименте и методы их устранения.
24. Фактор, уровни (значения). Экспериментально условие. Чему равно количество экспериментальных условий в одно- и многофакторном эксперименте?
25. Эксперимент как метод познания. Эксперимент и другие методы исследования (корреляционное исследование, наблюдение) – сравнительный анализ, примеры.
26. Основной эффект и взаимодействие в факторном эксперименте. Графическое представление результатов факторного эксперимента, примеры.
27. Многофакторные экспериментальные планы: виды, примеры, формы записи (цифровая, матричная), виды наглядного представления результатов исследования.
28. Смешанные факторные планы могут включать, а могут не включать позиционное уравнивание, объясните почему? Эксперимент А. Бандуры об агрессивном поведении вследствие наблюдения за агрессивными поступками: содержание и анализ эксперимента.
29. Основные критерии - принципы научного знания. Наука и псевдонаука, наукообразие. Способы познания.
30. Эмпирический вопрос, эмпирический индикатор параметров эксперимента и операционализация понятий.
31. Статистика вывода. Мощность основного эффекта. Расчеты в ANOVA.
32. Типы независимых переменных и способы представления данных.
33. Внутри- и межгрупповая дисперсия, F-отношение, критерий Левина и метод контрастов.
34. Квазиэкспериментальные схемы. Нестинг.
35. Особенности идеального и реального эксперимента. Способы формирования выборки.
36. Одномерный и многомерный дисперсионный анализ. Гипотезы в одно- и многофакторных экспериментах – статистическая проверка.
37. Систематическое и несистематическое смешение. Методы контроля осложнителей, связанных с личностью испытуемого и экспериментатора, а также с процедурой исследования.
38. Валидность, надежность экспериментального исследования и способы их оценивания. Математические допущения и правила дисперсионного анализа.
39. Эффект последовательности, утомления и научения – специфика и методы контроля. Психосемантический эксперимент. Проблема направленности и третьей переменной в исследовании.
40. Побочные и дополнительные переменные – способы идентификации и контроля, связь с ошибками 1 и 2 рода.
41. Непараметрические методы статистического исследования причинно-следственной связи.
42. Формы записи и анализа факторных экспериментальных планов. Примеры гипотез и исследований.
43. Однофакторный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS.
44. Мнофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS. Расчет и анализ взаимодействия и основных эффектов.
45. Жизненный и экспериментальный реализм. Полевые и лабораторные эксперименты. Фундаментальные и прикладные исследования.
46. Размах независимой переменной: критерии размаха. Вероятность ошибки 1 и 2 рода в зависимости от количества выборки, размаха НП и α-уровня.
47. Корреляционное исследование. Статистический анализ результатов. Констатирующий и причинно-следственный вывод или гипотеза.
48. Эксперимент в когнитивной психологии и психосемантический эксперимент.
49. Эксперимент в рамках бихевиорального направления.
50. Экспериментальное условие, уровни НП, виды НП. Межсубъектный и внутрисубъектный экспериментальные планы: сравнительный анализ преимуществу и недостатков.
51. Аналитический обзор эксперимента М. Селигмана «Научение депрессии» и Д. Розенхена «Ну и кто же здесь сумасшедший». Примеры взаимодействия в экспериментальной психологии, виды взаимодействия.
52. Аналитический обзор эксперимента А. Бандуры «Наблюдать агрессию – совершать агрессию» и Б. Скиннера «Постучи по дереву». Проблема третьей переменной: эксперимент и корреляционное исследование. Исследование с одним испытуемым.
53. Принципы анализа эксперимента. Способы представления данных. Основные этапы описания экспериментального исследования (отчет).
54. Основные непараметрические статистические методы анализа экспериментальных данных: цель применения и условия, ограничения и преимущества (общий смысл, эмпирическая задача применения).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Константинов В.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4F34E760-B9B2-4CB5-8D2F-D0411606DCE0
Л1.2 Носс И.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/011DF6FB-B41D-44E7-8EAB-3BDD3EDEF923
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Назаров А. И. Экспериментальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=143042
Л2.2 Экспериментальная психология: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=458949
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Экспериментальная психология https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5033
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем.
Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.
Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.