Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-12-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 121 | 121 | 121 | 121 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии. Задачи курса: 1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии. 2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия. 3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей). 4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы). 5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте. 6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-8 | способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - содержание и способы работы с библиотечными каталогами; - информационно-коммуникативные технологии; -способы проведения стандартного прикладного исследования в области психологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиотечной культуры с применением информационно-коммуникативных технологий, - проводить стандартное прикладное исследование в области психологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиотечной культуры с применением информационно-коммуникативных технологий с учетом основных требований; - методами стандартное прикладное исследование в области психологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода. | ||||||
1.1. | Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Введение в теоретическое и эмпирическое знание. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Наука, псевдонаука, лженаука. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки | Лекции | 4 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. | ||||||
2.1. | Обыденная жизнь, научная терминология и проблема. Виды проблем, критерии научной проблемы. Правила формирования выборки испытуемых. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Стратегии построения исследовательских групп. Способы контроля побочных переменных. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Креативное мышление в науке | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования. | ||||||
3.1. | Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Виды независимых переменных: преимущества и недостатки экспериментального плана с разными типами НП. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы. | ||||||
4.1. | Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.5. | Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.6. | Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.7. | Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.8. | Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.9. | Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.10. | Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования. | ||||||
5.1. | Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперсия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.4. | Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.5. | Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.6. | Дисперсионный анализ с повторными измерениями. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.7. | Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.8. | Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Особенности ввода данных, рассчетов, представления результатов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.9. | Основные статистические правила реализации дисперсионного анализа как способа обработки однофакторных экспериментальных исследований. Особенности ввода и анализа данных эксперимента в программе SPSS. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.10. | Экзамен | Экзамен | 4 | 9 | ОПК-1, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Развернутое определение метода «эксперимент в психологии». Раскройте ответ, используя основные категории экспериментального планирования и историю применения этого метода в психологии. Сравните с другими методами научного познания, применяемого в психологии. 2. Обоснуйте необходимость метода эксперимента в психологии, в чем заключается его ценность для изучения психологической реальности. История эксперимента и примеры реальных исследований. Психология эксперимента и экспериментальная психология. 3. Структура научного исследования – подробно опишите данные этапы. Приведите пример. 4. Охарактеризуйте понятия: методология, метод, методика. Типологии научных исследований (по характеру и цели исследования). Эксперимент С. Аша – исследование силы эмоциональных и социальных характеристик: содержание исследования и анализ эксперимента. 5. Научная проблема и идея исследования. Трудности использования эксперимента в психологии. Преимущества и недостатки экспериментального метода. Эксперимент М. Селигмана – «Выученная беспомощность»: содержание и анализ эксперимента. 6. Операционализация понятий. Эмпирический вопрос: суть, правила формулировки и примеры. Эмпирический индикатор. 7. Принципы исследования. Генеральная совокупность. Способы формирования исследовательских групп, критерии репрезентативности выборки. 8. Переменные в эксперименте. Основные переменные: НП и ЗП – виды, возможные психологические явления. Причинно-следственный характер взаимоотношения ЗП и НП. 9. Поведение как факт экспериментальной психологии (уровни описания поведения, ситуации эксперимента и личности испытуемого). 11. Основные правила предъявления инструкции в психологическом эксперименте. Этика в эксперименте. История эксперимента с точки зрения этических допущений. 12. Общая характеристика эксперимента как фаза исследования (от чего зависит успешность эксперимента, виды эксперимента). Виды однофакторных экспериментальных планов. Одно- и многоуровневые эксперименты. 13. Параметры психологического эксперимента (личность, поведение, ситуация) – возможности экспериментального контроля. Эффекты в эксперименте как факторы личности испытуемого и экспериментатора, вызывающие искажение результатов, методы их контроля. 14. Экспериментальная и контрольная группа (виды групп) – определите их функциональный смысл для эксперимента, приведите примеры, назовите способы создания равноценных групп. Приведите примеры необходимости введения нескольких контрольных групп. 15. Подробное описание этапов исследования: цель, фиксация и осознание проблемы, разработка общей концепции, формулировка и разработка рабочей гипотезы (ее функции). 16. Постулаты научного метода в экспериментальной психологии. Планирование эксперимента. Виды гипотез и примеры формулировок. 17. Математико-статистическая обработка данных эксперимента. Т-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ. 18. Нулевая гипотеза, ошибки первого и второго рода. Альфа- и бета- уровень. От каких факторов зависит вероятность совершения ошибок первого и второго рода? Эксперимент Д.Флиннера, Р. Кернса, Л.Д. Коэн с плачущим ребенком: содержание и анализ эксперимента. 19. Латинский и греко-латинский квадрат. План Соломона для четырех групп: суть, какой эффект контролирует? 20. Этап планирования, организации и проведения эксперимента (общий смысл), интерпретация результатов и выводы. Приведите пример. 21. Определите надежность и валидность экспериментальных данных, назовите и охарактеризуйте типы валидности. Какие осложнители могут угрожать валидности и надежности эксперимента. 22. Эмпирические признаки причинной связи между двумя переменными. Особенности общепсихологического и патопсихологического эксперимента. Экспериментальные исследования в современной социальной психологии – тематика, примеры. 23. Экспериментальные переменные (виды) и способы их контроля – приведите примеры. Виды осложнителей в эксперименте и методы их устранения. 24. Фактор, уровни (значения). Экспериментально условие. Чему равно количество экспериментальных условий в одно- и многофакторном эксперименте? 25. Эксперимент как метод познания. Эксперимент и другие методы исследования (корреляционное исследование, наблюдение) – сравнительный анализ, примеры. 26. Основной эффект и взаимодействие в факторном эксперименте. Графическое представление результатов факторного эксперимента, примеры. 27. Многофакторные экспериментальные планы: виды, примеры, формы записи (цифровая, матричная), виды наглядного представления результатов исследования. 28. Смешанные факторные планы могут включать, а могут не включать позиционное уравнивание, объясните почему? Эксперимент А. Бандуры об агрессивном поведении вследствие наблюдения за агрессивными поступками: содержание и анализ эксперимента. 29. Основные критерии - принципы научного знания. Наука и псевдонаука, наукообразие. Способы познания. 30. Эмпирический вопрос, эмпирический индикатор параметров эксперимента и операционализация понятий. 31. Статистика вывода. Мощность основного эффекта. Расчеты в ANOVA. 32. Типы независимых переменных и способы представления данных. 33. Внутри- и межгрупповая дисперсия, F-отношение, критерий Левина и метод контрастов. 34. Квазиэкспериментальные схемы. Нестинг. 35. Особенности идеального и реального эксперимента. Способы формирования выборки. 36. Одномерный и многомерный дисперсионный анализ. Гипотезы в одно- и многофакторных экспериментах – статистическая проверка. 37. Систематическое и несистематическое смешение. Методы контроля осложнителей, связанных с личностью испытуемого и экспериментатора, а также с процедурой исследования. 38. Валидность, надежность экспериментального исследования и способы их оценивания. Математические допущения и правила дисперсионного анализа. 39. Эффект последовательности, утомления и научения – специфика и методы контроля. Психосемантический эксперимент. Проблема направленности и третьей переменной в исследовании. 40. Побочные и дополнительные переменные – способы идентификации и контроля, связь с ошибками 1 и 2 рода. 41. Непараметрические методы статистического исследования причинно-следственной связи. 42. Формы записи и анализа факторных экспериментальных планов. Примеры гипотез и исследований. 43. Однофакторный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS. 44. Мнофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Решение задач в SPSS. Расчет и анализ взаимодействия и основных эффектов. 45. Жизненный и экспериментальный реализм. Полевые и лабораторные эксперименты. Фундаментальные и прикладные исследования. 46. Размах независимой переменной: критерии размаха. Вероятность ошибки 1 и 2 рода в зависимости от количества выборки, размаха НП и α-уровня. 47. Корреляционное исследование. Статистический анализ результатов. Констатирующий и причинно-следственный вывод или гипотеза. 48. Эксперимент в когнитивной психологии и психосемантический эксперимент. 49. Эксперимент в рамках бихевиорального направления. 50. Экспериментальное условие, уровни НП, виды НП. Межсубъектный и внутрисубъектный экспериментальные планы: сравнительный анализ преимуществу и недостатков. 51. Аналитический обзор эксперимента М. Селигмана «Научение депрессии» и Д. Розенхена «Ну и кто же здесь сумасшедший». Примеры взаимодействия в экспериментальной психологии, виды взаимодействия. 52. Аналитический обзор эксперимента А. Бандуры «Наблюдать агрессию – совершать агрессию» и Б. Скиннера «Постучи по дереву». Проблема третьей переменной: эксперимент и корреляционное исследование. Исследование с одним испытуемым. 53. Принципы анализа эксперимента. Способы представления данных. Основные этапы описания экспериментального исследования (отчет). 54. Основные непараметрические статистические методы анализа экспериментальных данных: цель применения и условия, ограничения и преимущества (общий смысл, эмпирическая задача применения). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Носс И.Н. | Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/489514 |
Л1.2 | Константинов В.В. | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Экспериментальная психология: Учебная литература для ВУЗов | СКФУ, 2016 | biblioclub.ru | |
Л2.2 | Назаров А. И. | Экспериментальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Экспериментальная психология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |