МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психокоррекционная деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_ППО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психокоррекционная деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Психокоррекционная деятельность» является :
раскрытие содержания модели психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности и овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий.
раскрытие содержания методов психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности и овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками по применению различных психокоррекционных методов в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к проектированию и созданию образовательной среды; реализации образовательного процесса в контексте различных ОПОП
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методологические подходы решения проблем, обеспечивающие повышение эффективности психокоррекционной деятельности
основные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
основные теоретические подходы к организации психокоррекционной деятельности в практической деятельности психолога
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять, реализовывать и осуществлять оценку эффективности психокоррекционных программ в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения
владеть индивидуальными и групповыми формами работы с детьми
проводить психопрофилактическую работу.
уметь характеризовать основные методы коррекционной работы в школе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями организации основных методов и приемов коррекционной работы в школе,
основными методами и приемами коррекционной работы в школе, а также организацией профилактической работы,
средствами и формами проедения психопрофилактической психокоррекционной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы психкоррекционной деятельности.
1.1. Предмет психолого-педагогической коррекции, виды. Классификация психокоррекционных мероприятий Характеристика психокоррекционных ситуаций. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию.Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Анализ психодиагностической информации и составление программ психолого-педагогической коррекции
2.1. Принципы составления психокоррекционных программ. Характеристика видов программ психолого-педагогической коррекции Сам. работа 5 3 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Основные требования к составлению психокоррекционных программ. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных мероприятий Сам. работа 5 3 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных мероприятий Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
3.1. Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Коррекционное воздействие в классическом психоанализе: классический психоанализ З.Фрейда. Техники психоанализа Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А.Адлера. Техники аналитической индивидуальной психокоррекции Сам. работа 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Основные понятия и положения экзистенциального подхода. Основные задачи психолога и техники экзистенциального направления. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.5. Когнитивное аналитическое направление и его техники.Этапы и техники когнитивной коррекционной работы. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.6. Сущность и техники гештальттерапии Ф.Перлза. Характеристика механизмов нарушения процесса саморегуляции. Позиция психолога. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.7. Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция. Когнитивное направление. Характеристика техник гештальттерапии. Трансактивный анализ Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Основные психолого-педагогические подходы. Методы и средства психолого-педагогической коррекции..
4.1. Групповые и индивидуальные формы работы. Составление, проведение и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ Лекции 5 2 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Игротерапия. Арттерапия. Музыкотерапия Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Методы и средства психолого-педагогической коррекции. Сказкотерапия. Проективный рисунок. Куклотерапия Практические 5 4 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Методы и средства психолого-педагогической коррекции. Библиотерапия и Танцевальная терапия Сам. работа 5 5 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.5. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Психогимнастика Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.6. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Психодрама и Методы поведенческой психокоррекции/ Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.7. Составление и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Психопрофилактика и ее основные принципы
5.1. Основные принципы психопрофилактики. Характеристика направлений психопрофилактической работы. Содержание психопрофилактической работы психолога в школе Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Экзамен 5 9 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: : учебное пособие для вузов М.: ТЦ Сфера, 2007
Л1.2 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л1.3 Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции : учебное пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вачков Игорь Викторович Групповые методы в работе школьного психолога: : Учебно-методическое пособие 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2006
Л2.2 Павлов И. С. Психотерапия в практике: [монография] М.: ПЕР СЭ, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Артамонова Е.И., Екжанова Е.А., Зырянова Е.В., Минигалиева М.Р., Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
Л3.2 Е. Т. Соколова Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 А.А. Александров Психодиагностика и психокоррекция . [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-91180-890-7
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
При работе с интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, выходные данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает никакой критики, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где вы можете найти много текстов, посвященных рассмотрению изучаемого материала. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практические занятия при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену.