МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерная психология и психология сексуальности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пс.н.,, доцент, Юсупов П.Р.

Рецензент(ы):
к.пс.н.,, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Гендерная психология и психология сексуальности

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н.,доцент Труевцев Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.пс.н.,доцент Труевцев Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Знания о механизмах и факторах формирования пола, гендера, личности.
2. Знание о существовании разных моделей и дискурсов сексуальности.
3. Понимание взаимосвязи гендерного и личностного аспектов индивидуальной адаптации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о механизмах и факторах формирования пола и гендера
- иметь представление о существовании разных моделей и дискурсов сексуальности.
- Иметь представление об особенностях сексуальной культуры в современном российском обществе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь применять знания о механизмах формирования пола и гендера в психологической практике
- Уметь применять знания о различия мужчин и женщин в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеть основами представлений и знаний о половой диморфизме.
- Владеть знаниями о различиях между мужчинами и женщинами.
- Применять знания об особенностях взаимоотношений мужчин и женщин в психологической практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в гендерную психологию
1.1. История формирования гендерной психологии Лекции 3 2 ПК-2 Л1.2
1.2. Гендерные представления в разных культурах Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Исторические аспекты формирования гендерной психологии Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
1.4. Альфред Кинзи. сексологические опросы. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2
1.5. У.Мастерс, В.Джонсон. Секс в лаборатории. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1
Раздел 2. Пол и гендер
2.1. Половой диморфизм. Пол и гендер Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Кросс-культурная перспектива: социальные нормы и сексуальное разнообразие Лекции 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.3. Гендерная идентичность как продукт пренатальной дифференциации Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Нормальная и аномальная пренатальная половая дифференциация Практические 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Морфологические различия между мужчинами и женщинами Практические 3 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Влияние социального научения на гендерную идентичность Практические 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.7. Интеракциональная модель формирования гендерной принадлежности. Практические 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Гендерная идентичность и гендерные роли Практические 3 2 ПК-2 Л1.2
2.9. Здоровье и его нарушения у мужчин и женщин. Практические 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.10. Половые различия мужчин и женщин. Практические 3 2 ПК-2 Л1.1
2.11. Трансексуализм как расстройство и трансгендеризм как альтернативы сексуальности. Практические 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.12. Различия мужчин и женщин в предпочтениях Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.13. Половые и гендерные стереотипы в обществе. Лекции 3 2 ПК-2 Л1.2
2.14. Способности мужчин и женщин. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1
2.15. Социальный статус. Права мужчины и женщин. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.2
2.16. Интеллектуальные способности, абстрактное мышление мужчин и женщин. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.17. Личностные особенности мужчин и женщин. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.18. Различия в индивидных характеристиках мужчин и женщин. Практические 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.19. Продолжительность жизни у мужчин и женщин. Смертность. Практические 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.20. Психологические особенности мужчин и женщин. Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.21. Сексуальная культура. Практические 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.22. Взаимоотношения мужчин и женщин. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.23. Сексуальный и гендерный символизм. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.2
2.24. Гендерные аспекты одиночества. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.25. Пол и сексуальное поведение. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1
2.26. Половые особенности создания семьи. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.27. Гендерные особенности воспитания родителями детей. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.28. Гендерные особенности кризисов в семье. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1
2.29. Пол и профессиональная деятельность. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
2.30. Пол и физическая культура. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.31. Сексуальная культура. Нормы сексуального поведения. Сам. работа 3 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Исторические аспекты формирования гендерных представлений.
2. Гендерные представления в разных культурах.
3. Стратификация полов в разных культурах
4. Предмет, задачи и методы гендерной психологии
5. Дать определение половому диморфизму.
6. Дать определение понятиям пол и гендер.
7. Какие механизмы и факторы участвуют в формировании пола и гендера.
8. Раскрыть современную проблему разнообразия гендерных ролей и дискурсов в обществе.
9. Объясните хромосомный уровень формирования пола.
10. Раскройте роль социального научения в формировании гендерной идентичности.
11. Какие аномальные варианты пренатальной половой дифференциации вам известны.
12. В чем смысл интеракциональной модели формирования гендерной идентичности?
13. Какие морфологические различия между мужчинами и женщинами вам известны?
14. Что вам известно о "мужских" и "женских" болезнях?
15. Почему трансуксуализм считается расстройством, а трансгендеризм альтернативой сексуальности?
16. Что вам известно о половых и гендерных стереотипах в современном обществе?
17. О каких психологических, эмоциональных, когнитивных, мотивационных различиях между мужчинами и женщинами вам известно?
18. Почему в вопросах индивидуальной и профессиональной дезадаптации необходимо учитывать гендерный аспект?
19. Объясните смысл эволюцинных различий полового поведения мужчин и женщин.
20. Существуют ли различия в том, как мужчины и женщины переносят личностное одиночество?
21. Что вам известно о различиях между мужчинами и женщинами в вопросе создания семьи?
22. Возможно ли маскулинность, феминность, андрогинность рассматривать как варианты индивидуально-личностной адаптации?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История гендерной психологии.
2. Различия гендерной стратификации в культурах европейских стран.
3. Половой диморфизм.
4. Маскулинность, феминность, андрогинность как стратегии адаптации.
5. Этапы формирования пола.
6. Пол и гендер: варианты несовпадения.
7. Мужчины и женщины: сенсорные, эмоциональные, мотивационные, поведенческие различия.
8. Гендерные аспекты одиночества.
9. Гендерная философия создания семейно-брачных отношений.
10. Гендерные особенности кризисов в семье. Типичные кризисы.
11. Мужчины и женщины морфологические особенности некоторых зон головного мозга.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение



1. семинарское занятие
2. интерактивная лекция.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ключко О.И. - отв. ред. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Я-КОНЦЕПЦИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ключко О. И. Гендерный подход в социальном познании и образовании: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в системе Moodle"Гендерная психология и психология сексуальности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выполнении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.


Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу гендерная психология, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей качественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закрепление знаний студента в области гендерной психологии.

Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по предмету.

На практических занятиях по предмету Гендерная психология и психология сексуальности» рассматриваются основные понятия гендерной психологии, вопросы формирования пола, результаты исследований психологии пола. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков в понимании основ гендерной психологии и психологии сексуальности. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению некторых концепций гендерной психологии, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам эссе. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к зачету
При подготовке к прохождению зачетного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения зачета:
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное написание реферата. соответствующего требованиям.