МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Патопсихология психозов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Патопсихология психозов

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучить закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопос-тавлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, а также - экспери-ментальные приемы психодиагностики нарушений психических функций.
Задачи курса:
– изучить процесс патопсихологического исследования, усвоить различие между смежными дисциплинами, практическое значение патопсихологического материала для смежных отраслей науки;
– изучить патопсихологические синдромы, уметь диагносцировать, сформировать навыки проведения патопсихологического эксперимента как основного метода патопсихологического обследования и принципы его реализации;
- изучить основы патопсихологической беседы при обследовании, первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных патологических состояниях,
- изучить взаимосвязь патопсихологического и нейропсихологического анализа в клинической психологии,
– изучить методы патопсихологического исследования нарушения психических процессов и закономерности их нарушения при различных заболеваниях;
– изучить закономерности распада мышления и интеллекта при различных заболеваниях, обладать навыками дифференциальной психодиагностики;
– изучить закономерности распада или искажения личности, мотивов и потребностей личности при различ-ных психических расстройствах, заболеваниях;
– изучить закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и кор-рекционные мероприятия;
– изучить патопсихологические возможности исследования основных психических заболеваний, основные принципы патопсихологической диагностики;
- изучить синромальный анализ в патопсихологии, основные сочетания сохранных и нарушенных компонентов психической деятельности;
- изучить основы составления патопсихологических заключений по итогам патопсихологической диагностики и определения патопсихологического синдрома.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития
ПСК-3.6: способностью и готовностью к применению на практике методов патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– о различии между смежными дисциплинами, о практическом значении патопсихологического материала для смежных отраслей науки, предмете и методе патопсихологии;
- о процессе патопсихологического исследования, основах синдромального анализа патологии психической деятельности, основном методе и принципах его реализации в патопсихологии, методических приемах и средствах патопсихологической концептуализации и диагностики,
- об истории патопсихологии как раздела клинической психологии,
– о смысле, определении, классификации и закономерностях формирования патопсихологических синдромов как специфических патогенетически взаимообусловленных сочетаний симптомов нарушения эмоций, поведения и личности, патологии структурных единиц психической деятельности на фоне ее сохранных сторон.
– о закономерностях распада мышления и интеллекта, свойств личности при различных патологических состояниях, обладать представлениями о патопсихологической дифференциальной психодиагностики;
– о ведении патопсихологической беседы в структуре реализации патопсихологического эксперимента;
- о структуре протоколирования и документирования диагностического материала в патопсихологическом обследовании.
3.2.Уметь:
3.2.1.- знать основные закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и коррекционные мероприятия в патопсихологии;
– уметь проводить патопсихологические исследования основных психических расстройств, знать основные принципы патопсихологической диагностики;
- знать специфику закономерностей распада или искажения личности, мотивационно-потребностной сферы при различных психических расстройствах;
- уметь реализовывать в соответствии с основными методологическими основами и принципами патопсихологический эксперимент на всех этапах его моделирования, подбирать адекватные методические приемы и средства, проверять возникающие в ходе обследования гипотезы о структуре патологии психической деятельности, протоколировать и документировать ход обследования и результаты диагностики;
- знать инструкции, структуру протокола, материал, другие сообенности реализации арсенала папсихологических методик диагностики психических процессов, состояний и свойств личности, уметь их применять на практике в соответствии с целью и гипотезами обследования;
- уметь определять по сочетанию нарушенных и сохранных сторон психической деятельности, первичных и вторичных нарушений психики пациента, знать особенности нарушения сознания (патология восприятия), нарушения памяти, мышления и речи, умственной работоспособности, аномалиях эмоционально-личностной сферы, значение и перспективы развития патопсихологии, актуальные проблемы патопсихологии;
- структуру патопсихологического синдрома, составлять план коррекционных мероприятий с учетом всей констелляции нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, особенностей личности пациента;
- уметь составлять патопсихологическое заключение по итогам проведенного патопсихологического обследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- патопсихологической концептуализации патологии психической деятельности,
- навыками ведения патопсихологического обследования на всех этапах моделирования и реализации патопсихологического эксперимента при соблюдении основных принципов его осуществления,
- определения структуры патологии психической деятельности и сохранных сторон психики, а также - первичных, вторичных и третичных нарушений психической деятельности при разных формах психических расстройств,
- навыками диагностики и определения патопсихологических синдромов при психических расстройствах,
- реализации патопсихологического эксперимента в контексте использования разных методических средств и приемов, конкретных патопсихологических методик обследования,
- навыки ведения протокола, документирования патопсихологического обследования, а также - составления, написания патопсихологического заключения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и метод, практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии.
1.1. Предмет и метод патопсихологии. История патопсихологии. Лекции 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Актуальные проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии. Лекции 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Актуальные методологические, методические и эмпирические проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии. Лабораторные 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Структура патопсихологического синдрома: динамический и операциональный компоненты. Лабораторные 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Практические задачи патопсихологии. Современная патопсихология. Лабораторные 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Приемы и средства патопсихологической диагностики, методики диагностики мышления, речи, интеллекта, эмоционально-личностной сферы, восприятия. Сам. работа 10 6 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Структура патопсихологического синдрома: динамический и операциональный компоненты. Сам. работа 10 6 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Практические задачи патопсихологии. Современная патопсихология. Сам. работа 10 6 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Лекции 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Лабораторные 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Лабораторные 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Сам. работа 10 6 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Патопсихологическое заключение. Сам. работа 10 6 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Приемы и средства патопсихологической диагностики, принципы реализации патопсихологического эксперимента.
2.1. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Лекции 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Приемы и средства патопсихологической диагностики. Методики диагностики внимания, памяти. Лекции 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Приемы и средства патопсихологической диагностики. Методики диагностики внимания, памяти. Сам. работа 10 4 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Приемы и средства патопсихологической диагностики, методики диагностики мышления, речи, интеллекта, эмоционально-личностной сферы, восприятия. Лабораторные 10 1 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Принципы реализации патопсихологического эксперимента. Лекции 10 1 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Принципы реализации патопсихологического эксперимента. Лабораторные 10 1 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Лабораторные 10 1 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Лекции 10 1 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Структура патопсихологического синдрома: динамический, операциональный, мотивационный и организационный компоненты.
3.1. Патопсихологический анализ и методические средства диагностики нарушений восприятия при разных психических расстройствах. Лекции 10 1 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Патопсихологический анализ и методические средства диагностики мышления, речи и интеллекта при психических расстройствах. Сам. работа 10 4 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Патопсихологический анализ и методические средства диагностики мышления, речи и интеллекта при психических расстройствах. Сам. работа 10 4 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Патопсихологический анализ восприятия, мышления, памяти, внимания, речи и интеллекта, эмоционально-личностной сферы. Патопсихологическое заключение.
4.1. Патопсихологическое заключение. Документирование и протоколирование диагностического обследования и коррекционной работы в патопсихологии. Лекции 10 1 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Патопсихологическое заключение. Документирование и протоколирование диагностического обследования и коррекционной работы в патопсихологии. Сам. работа 10 2 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Патопсихологическое заключение. Документирование и протоколирование диагностического обследования и коррекционной работы в патопсихологии. Лабораторные 10 1 ПК-7, ПСК-3.6 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Патопсихология: предмет, метод, основатели, история.
2. Методологические основы патопсихологии (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Леонтьев А.Н., Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я., др.).
3. Патопсихологический эксперимент: принципы, приемы реализации, примеры.
4. Синдромный анализ в патопсихологии (Зейгарник, Соколова, Николаева, Рубинштейн).
5. Патопсихологический синдром. Структура нарушения психической деятельности.
6. Тактики патопсихологического обследования.
7. Составляющие мотивационного компонента психической деятельности (на примерах), виды, примеры нарушений Мотивационный компонент при разных психических расстройствах. Обнаружение составляющих компонента в методиках.
8. Составляющие операционного компонента, виды нарушений (на примерах) при разных психических расстройствах. Обнаружение составляющих компонента в методиках.
9. Составляющие организационно-целевого компонента. Виды, примеры нарушений. Организационно-целевой (регуляционный) компонент при разных психических расстройствах. Обнаружение составляющих компонента в методиках.
10. Составляющие динамического компонента. Виды, примеры нарушений компонента при разных психических расстройствах. Обнаружение составляющих компонента в методиках.
11. Критичность и подконтрольность деятельности: определение и индикаторы нарушенности / сохранности при патопсихологическом обследовании.
12. Приемы организации патопсихологического эксперимента и его принципиальное отличие от тестового подхода. Психопатология и патопсихология.
13. Методики исследования мнестической психической деятельности с указанием, какой компонент в структуре деятельности может быть диагностирован - какой методикой.
14. 16. Методика С.Я. Рубинштейн "Слуховые восприятия", методики исследования сенсомоторной сферы, сформированность элементарных навыков. Доказательства, что галлюцинации неверно мыслить как «ложные восприятия».
17. Задачи патопсихолога как специалиста. Предметная область патопсихологии. Основные патопсихологи и их исследовательская область (Зейгарник, Рубинштейн, Братусь, Николаева, Соколова, др.).
18. Структура нарушений мыслительной деятельности при разных психических нарушениях.
19. Структура нарушений мнестической деятельности.
20. Структура нарушений перцептивной деятельности.
21. Психологические механизмы галлюцинаций и псевдогаллюцинаций.
22. Приемы диагностики компенсаторных возможностей психики.
23. Определение сохранных / нарушенных / компенсируемых сторон психической деятельности при определении ПП синдрома.
24. Какие основные идеи теории Выготского-Лурии-Леонтьева лежат в основе патопсихологической модели.
26. Патопсихологические признаки нарушений мотивации и мышления при шизофрении, органических поражениях головного мозга.
27. Мотив экспертизы - определение, роль в реализации деятельности, сохранность / нарушенность.
28. Анализируемая в ходе обследования система отношений пациента.
29. Эксперимент и тест. Роль патопсихологии в становлении и развитии отечественной клинической психологии.
30. Нарушение мотивационного и динамического компонент мнестической деятельности (память).
31. Нарушение операционного компонента мышления.
32. Нарушения мотивационного компонента мышления.
33. Нарушение критичности и подконтрольности психической деятельности.
34. Агнозии и псевдоагнозии.
35. Эффект Зейгарник. Методики исследования опосредованной памяти.
36. Методика 10 слов. Методика Четвертый лишний.
37. Методика «Классификация предметов».
38. Психологическая структура нарушения при корсаковском синдроме.
39. Методика Простые и сложные аналогии.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Анализ клинического заключения, основываясь на принципах психологической диагностики Л.С.Выготского.
2. Синдромный анализ нарушений памяти, восприятия, мышления при различных психических заболеваниях.
3. Структура патопсихологического обследования пациента с целью дифференциальной диагностики шизофрении и диффузного органического поражения мозга.
4. Патопсихологическое обследование пациента с целью описания структуры дефекта при эпилепсии.
5. Патопсихологическое обследования пациента с целью описания особенностей и нарушений самосознания, эмоций и личности при психопатии.
6. Теория деятельности и культурно-исторический подход: реализация идей и принципов в патопсихологии.
7. Проблема дефекта и компенсации в отечественной патопсихологии.
8. Проблема синдромного анализа нарушений психической деятельности.
9. Формы и методы внебольничной психологической помощи пациентов.
10. Психологическая коррекция больных шизофренией.
11. Патопсихология нарушения памяти как психической деятельности (динамический, операциональный, мотивационный и организационный компонеты).
12. Патопсихология нарушения мыслительной деятельности при психических расстройствах (динамический, операциональный, мотивационный и организационный компонеты).

5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение




Тесты, билеты к экзамену
Приложения
Приложение 1.   ФОС Патопсихология.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зейгарник Б.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BB6F06CE-8D44-4AAC-997F-92A617738818
Л1.2 Орлова Е.А., Козьяков Р.В., Рышлякова Н.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6724AA5E-D017-4790-9FE4-E803EB68DC63
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев Патопсихология социального тревожного расстройства [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4255
Л2.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т. ; Под ред. Ефремовой Г.И. НЕЙРО- И ПАТОПСИХОЛОГИЯ. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/323DA65D-5683-4CA0-AE4B-D522725F8EF5
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев Патопсихология [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4254
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Патопсихология психозов https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5035
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».