МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование кадровой службы и управления персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ГП-с,ТП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Прасолова И.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование кадровой службы и управления персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 26.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по вопросам правового регулирования кадровой службы и управления персоналом. Обучающиеся должны овладеть знаниями трудового законодательства и практикой его применения в сфере управления персоналом. Обучающиеся должны уметь анализировать законодательство о труде и применять его на практике, знать имеющиеся в нем противоречия и пробелы, пути их устранения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-10:
- основы правового регулирования кадровой службы и управления персоналом;
- нормы трудового законодательства и практику его применения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-10:
- воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в сфере кадровой службы и управления персоналом;
- применять нормы права, регулирующие деятельность кадровой службы;
- осуществлять управление персоналом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-10:
- навыками применения норм права, регулирующих деятельность кадровой службы;
- навыками управления персоналом;
- навыками восприятия, анализа и реализации управленческих инноваций в сере кадровой службы и управления персоналом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы деятельности кадровой службы организации
1.1. Кадровая служба организации: понятие, цели, задачи и функции деятельности. Методы правового регулирования деятельности кадровой службы и их характеристика. Межотраслевое регулирование деятельности кадровой службы организации. Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих деятельность кадровой службы организации. Сам. работа 2 21 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Взаимодействие кадровой службы с другими структурными подразделениями организации, другими организациями и органами, осуществляющими надзор (контроль)
2.1. Нормативные основания, принципы взаимодействия кадровой службы с другими структурными подразделениями организации. Взаимодействие кадровой службы с государственными инспекциями труда: краткая характеристика, законодательные основы. Взаимодействие кадровой службы с центрами занятости населения, биржами труда, рекрутинговыми агентствами: краткая характеристика, законодательные основы. Взаимодействие кадровой службы с правоохранительными органами, органами прокуратуры, судом: краткая характеристика, законодательные основы. Взаимодействие кадровой службы с Пенсионным фондом РФ, ОМС: краткая характеристика, законодательные основы. Лекции 2 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Практическое занятие по решению задач Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Нормативные основания, принципы взаимодействия кадровой службы с другими структурными подразделениями организации. Взаимодействие кадровой службы с государственными инспекциями труда: краткая характеристика, законодательные основы. Взаимодействие кадровой службы с центрами занятости населения, биржами труда, рекрутинговыми агентствами: краткая характеристика, законодательные основы. Взаимодействие кадровой службы с правоохранительными органами, органами прокуратуры, судом: краткая характеристика, законодательные основы. Взаимодействие кадровой службы с Пенсионным фондом РФ, ОМС: краткая характеристика, законодательные основы. Сам. работа 2 22 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Порядок организации работы с документами
3.1. Документооборот и кадровое делопроизводство. Типы кадровой документации и их характеристика. Документы, подготавливаемые кадровой службой, и их характеристика. Номенклатура дел: понятие, виды, структура. Хранение, уничтожение документов Практические 2 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Документооборот и кадровое делопроизводство. Типы кадровой документации и их характеристика. Документы, подготавливаемые кадровой службой, и их характеристика. Номенклатура дел: понятие, виды, структура. Хранение, уничтожение документов Сам. работа 2 24 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Лабораторный практикум Лабораторные 2 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Правовые основы управления персоналом: понятие, функции, виды документации, виды обеспечения системы управления персоналом.
4.1. Правовые основы управления персоналом: понятие, функции. Кадровое обеспечение системы управления персоналом. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Техническое обеспечение системы управления персоналом. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Практические 2 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Правовые основы управления персоналом: понятие, функции. Кадровое обеспечение системы управления персоналом. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Техническое обеспечение системы управления персоналом. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Сам. работа 2 22 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету
1. Кадровая служба организации: понятие, цели, задачи и функции деятельности.
2. Методы правового регулирования деятельности кадровой службы и их характеристика.
3. Межотраслевое регулирование деятельности кадровой службы организации.
4. Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих деятельность кадровой службы организации.
5. Нормативные основания, принципы взаимодействия кадровой службы с другими структурными подразделениями организации.
6. Взаимодействие кадровой службы с государственными инспекциями труда: краткая характеристика, законодательные основы.
7. Взаимодействие кадровой службы с центрами занятости населения, биржами труда, рекрутинговыми агентствами: краткая характеристика, законодательные основы.
8. Взаимодействие кадровой службы с правоохранительными органами, органами прокуратуры, судом: краткая характеристика, законодательные основы.
9. Взаимодействие кадровой службы с Пенсионным фондом РФ, ОМС: краткая характеристика, законодательные основы.
10. Документооборот и кадровое делопроизводство.
11. Типы кадровой документации и их характеристика.
12. Документы, подготавливаемые кадровой службой, и их характеристика.
13. Номенклатура дел: понятие, виды, структура.
14. Хранение, уничтожение документов.
15. Правовые основы управления персоналом: понятие, функции.
16. Кадровое обеспечение системы управления персоналом.
17. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
18. Информационное обеспечение системы управления персоналом.
19. Техническое обеспечение системы управления персоналом.
20. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петров А.Я. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ + ДОП. МАТЕРИАЛ В ЭБС. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Староверова К.О. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Правовое регулирование кадровой службы и управление персоналом" в ЭОИС Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows,
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Темы лекционных и практических занятий по дисциплине "Правовое регулирование кадровой службы и управление персоналом" отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой; выбраны исходя из их значения для изучения курса и необходимости формирования умений и навыков применения правовых норм к конкретным практическим ситуациям (на примере решения задач, составления правоприменительных документов, анализа судебной практики и т.д.). Теоретические вопросы и практические задания сформулированы с учетом значимости для изучения как курса в целом, так и отдельной темы. Темы занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены.
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. Обучающимся рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала обучающимся предлагается ряд теоретических вопросов, на которые они должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства.
Помимо ответа на теоретические вопросы обучающимся предлагается решить тренировочные тесты и ряд практических заданий. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение задачи должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Обучающиеся кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) обучающимся следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Подготовка и участие в лабораторном практикуме, практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. Если у обучающихся в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. Решая контрольные задания, обучающиеся приобретают навык практической работы с нормативным материалом.
о года.
По завершению изучаемого курса студенты должны показать знание положений нормативных актов, связанных с применением законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в РФ; владеть терминологией обозначающей соответствующие правовые явления в сфере пенсионного обеспечения; уметь толковать и применять нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в сфере пенсионного обеспечения.
Формой итогового контроля является зачет. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два теоретико-практических вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа отвечающему дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.Итоговое выставление оценки производится на основании ответа обучающегося на вопросы зачетного билета с учетом результатов практических заданий, лабораторного практикума, решения задач, а также иных оценочных средств, выполненных им в течение времени изучения дисциплины.