Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.02. Менеджмент |
Профиль | Международный менеджмент (на иностранном языке) |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_04_02_МежМен-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Лобова С.В.
1.1. | - Формирование представлений о межкультурной коммуникации как целостном социальном и духовном, исторически развивающемся процессе - в его психологическом аспекте. - Ознакомление с теоретическими подходами к психологическим проблемам межкультурной коммуникации. - Рассмотрение ключевых практических проблем межкультурного взаимодействия. - Формирование представлений о месте межкультурной коммуникации в процессе исторической эволюции человека и общества. - Ознакомление с основными социальными и историческими типами культуры и проблемами их взаимодействия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Психологическую сторону основных видов и механизмов межкультурной коммуникации; - Основные психологические явления и проблемы аккультурации; - Базовые понятия и категории психологии межкультурной коммуникации; - Основные методы взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Осуществлять рефексивное осмысливание практических проблем психологии межкультурной коммуникации ; - Выявлять проблемы, противрречия и трудности в процессах межкультурной коммуникации и их объективные и субъективные основания; - Анлизировать социокультурную информацию, представленную в разнных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - Применять методы реализации эффективной межкультурной коммуникации; - Представлять результаты изучения материала данной дисциплины в формах конспекта, реферата, рецензии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Методами установления контакта, воздействия и взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации; - Навыками самостоятельной поисково-исследовательской социокультурной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Культура как область и средство коммуникации:психологические проблемы | ||||||
1.1. | Введение в психологию межкультурной коммуникации. Основные понятия и категории. | Лекции | 1 | 2 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 | |
1.2. | Введение в психологию межкультурной коммуникации. Основные понятия и категории. | Практические | 1 | 2 | ||
1.3. | Коммуникация как социокультурный процесс и система | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 | |
1.4. | Коммуникация как социокультурный процесс и система | Практические | 1 | 2 | ||
1.5. | Теоретические подходы к психологии межкультурной коммуникации и ее практические проблемы | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 | |
1.6. | Теоретические подходы к психологии межкультурной коммуникации и ее практические проблемы | Практические | 1 | 2 | ||
1.7. | Проблема эффективности межкультурной коммуникации | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 | |
1.8. | Культура и личность | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 | |
1.9. | Прикладные вопросы психологии межкультурных коммуникаций | Сам. работа | 1 | 16 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Коммуникация как предмет научной рефлексии. 2. Проблема коммуникации в истории социально-гуманитарного знания. 3. Современные теории коммуникации (М.Бахтин, Ю.Хабермас и др.). 4. Генезис и историческое развитие коммуникативной практики. 5. Понтие и сущность культуры. Основные теоретические подходы к феномену культуры. 6. Культурологические взгляды Н.Я.Данилевского. 7. Культурологические идеи О.Шпенглера. 8. Культурологические взгляды А.Тойнби. 9. Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева. 10.Культура и бессознательное (концепции З.Фрейда,К.Юнга). 11.Ф.Ницше об "аполлоническом" и "дионисийском" нчалах культуры. 12.Структура и функции культуры.Коммуникативная функция. 13.Основные теоретические подходы и практический аспект межкультурной коммуникации. 14.Антропологический, культурологический, мпсихологический, этнологический подходы к изучению межкультурной коммуникации. 15.Теория "культурных измерений" Г.Хофштеде. 16.Теория "культурной грамотности" Э.Хирша. 17.Теория "культурного шока" К.Оберга. 18.Модели аккультурации Д.Берри, С.Бочнера, Г.Триандиса. 19.Теория К.Клакхона и Ф.Стродбека. Пассивные и активные культуры. 20.М.Мид о межпоколенном аспекте культурного взаимодействия. Постфигуративный, кофигуративный и префигуративный типы культур. 21.Практические психологические проблемы межкультурной коммуникации. 22.Уровни,типы, механизмы, средства межкультурной коммуникации. 23.Типы культурных изменений. 24.Монохронный и гетерохронный аспекты межкультурного взаимодействия 25.Историческая типология культуры. 26.Основные черты архаичной культуры и психологические проблемы ее современного понимания. 27.Культура Древней Индии: психологический аспект современного восприятия. 28.Культура Древнего Китая: психологические проблемы современного понимания. 29.Античная культура и проблемы ее современного толкования. 30.Культура европейского Средневековья. Символическая природа средневекового искусства и психологические проблемы его современного понимания. 31.Европейская культура Нового времени как предмет современного восприятия. 32.Европейская культура ХХ века: многообразие направлений и плюрализм интерпретаций и оценок. 33.Постмодернизм как социокультурное явление. Идея "смерти автора" и проблема коммуникации в контексте постмодернизма. 34."Поликультурность" современной Европы: идеал и реальность. 35.Русская культура: основные черты и место в мировой межкультурной коммуникации. 36.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия. 37.Языческая культура Древней Руси и ее современные интерпретации. 38.Основные этапы развития русской культуры в аспекте инокультурного влияния. 39.Советский период в развитии русской культуры: современные интерпретации. 40.Актуальные проблемы современного социокультурного развития России: коммуникативный аспект 41.Современная русская культура в контексте межкультурной коммуникации. 42.Социальная типология культуры.Психологические проблемы взаимодействия социокультурных типов. 43.Субкультура как социальный и духовный феномен.Соотношение культуры, субкультуры, контркультуры. 44.Феномен молодежной субкультуры: психологический аспект. 45.Молодежные субкультуры современной России и психологические проблемы их восприятия старшими поколениями. 46.Современная массовая культура в контексте межкультурной коммуникации. 47.Духовная жизнь общества как взаимодействие различных социокультурных типов. 48.Современная культурная экспансия Запада. Неоколониализм и этнокультурные процессы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты 1.Современные теории коммуникации. 2.Коммуникация как процесс и как система. 3.Структурные модели коммуникации. 4.Проблема коммуникации. 5.Проблема коммуникации в современной социальной философии. 6.Социальное и историческое пространство межкультурной коммуникации. 7.Межкультурная коммуникация в социальном пространстве современности. 8.Межкультурная коммуникация в историческом пространстве. 9."Лагерный тип" культуры в современной России:пчихологическая характеристика. 10.Молодежные субкультуры современной России: психологическая характеристика. 11.Конструктивная коммуникация с культурами исторических эпох как средство укрепления потенциала выживания современного человека и человечества. 12.Мифология как область и средство коммуникации. 13.Ценности архаичной культуры в современной обществе. 14.Конфуцианство и даосизм: современный взгляд. 15.Актуализация ценностей древневосточных культур в современном мире. 16.Космизм как парадигма греческой культуры и ее значение для современного человека и человечества. 17.Основные психологические барьеры современного адекватного понимания средневековой культуры. 18.Стереотипы восприятия культуры европейского Возрождения и проьлема ее адекватного понимания. 19.Значение новоевропейской культуры для современного человека и общества. 20.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. | СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ : Учебник и практикум для СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Гулевич О.А., Сариева И.Р. | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Садовская В.С., Ремизов В.А. | ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сосновский Б. А., Асадуллина Ф. Г. ; Под ред. Сосновского Б.А. | СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Болотова А. К., Жуков Ю. М. | Психология коммуникаций: Научные монографии | Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каменева В. А. | Теория коммуникации (прагматический аспект): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Формирование рейтинга студента по текущему контролю осуществляется на основе календарного плана мероприятий по дисциплине. 1. Работа на лекции. Во время лекции студент не только слушает и фиксирует излагаемый материал, но и активно его перерабатывает. Каждая лекция включает ряд заданий про-блемного характера, которые студенту необходимо выполнить для полного усвоения лек-ционного материала. Задание выполняется во время лекции либо дома (в этом случае вы-полнение задания проверяется на следующей лекции или на практическом занятии). Неза-висимо от количества заданий на лекции, их суммарный объем по каждой из лекций прак-тически одинаков. При невыполнении задания данные баллы вычитаются из общего коли-чества баллов, набранных студентом. 2. Ответ на практическом занятии. Ответ на семинаре предполагает развернутое, четкое, аргументированное изложение студентом одного из вопросов, вынесенных на обсужде-ние, либо изложение своей позиции на занятии, проводимом в интерактивной форме. При этом недопустимо дословное зачитывание материала и использование ксерокопий. Если ответ соответствует изложенным требованиям, он оценивается в пять баллов. Студент должен быть готов ответить на любой вопрос каждого семинара. Однако учитывая боль-шое количество студентов в группе, каждый студент может быть опрошен устно ограни-ченное число раз за семестр. 3. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, направленных на обобщение и закрепление изученного материала, на поиск дополнитель-ных материалов к практическим занятиям, ознакомление с монографиями, статьями в научных журналах и т.п. Выполнение задания оценивается в зависимости от сложности. Самостоятельная работа выполняется студентом в течение изучения соответствующей те-мы и сдается на проверку не позднее 3 дней после последнего занятия по данной теме. 4. Тестирование. В течение семестра студент выполняет ряд текущих проверочных работ по темам, указанным в п. 4. Всего за семестр по итогам тестирования студент может набрать 6 баллов. 5. Написание контрольной работы, эссе. Полностью выполненная контрольная работа позволяет студенту набрать 6 баллов. При оценке эссе учитывается обоснованность пози-ции автора, логичность и аргументированность изложения. Максимальная рейтинговая оценка за эссе – 6 баллов. Таким образом, каждый студент по результатам текущего контроля может получить мак-симальное количество баллов (60). Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам теку-щего контроля, при котором студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Студент, набравший к моменту окончания семестра менее 40 баллов по текущему контро-лю, считается не выполнившим график учебного процесса, аттестуется по дисциплине неудовлетворительно и к экзамену не допускается. Студент имеет право устранить задол-женности по текущему контролю в дни индивидуальных консультаций. За пропуски занятий без уважительной причины, а так же несвоевременное выполнение заданий по текущему контролю на студента налагаются штрафные баллы, т.е. преподава-тель имеет право снизить максимальное значение балла по данной форме работы. Итоговый контроль по дисциплине (сессия) - это форма контроля, проводимая по завер-шению изучения дисциплины в семестре. Для дисциплин с экзаменом рейтинговая оценка студента складываемся из баллов, набранных по текущему контролю и баллов, набранных студентом за экзамен. Максимальная сумма баллов по итоговому контролю составляет 40 баллов. Итоговый контроль включаем в себя 2 теоретических вопроса. За правильный и полный ответ на теоретические вопросы студент получает по 20 баллов за каждый вопрос, (всего 40 баллов). Согласно действующей шкале пересчета рейтинговых оценок по дисциплине с экзаменом границы опенки задаются следующим образом: менее 51 балла - «неудовлетворительно» от 51 до 74 баллов - «удовлетворительно» от 75 до 90 баллов - «хорошо» от 91 до 100 баллов - «отлично |