МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология межкультурных коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильМеждународный менеджмент (на иностранном языке)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_МежМен-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Толкунова Е.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология межкультурных коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 322)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Формирование представлений о межкультурной коммуникации как целостном социальном и духовном, исторически развивающемся процессе - в его психологическом аспекте.
- Ознакомление с теоретическими подходами к психологическим проблемам межкультурной коммуникации.
- Рассмотрение ключевых практических проблем межкультурного взаимодействия.
- Формирование представлений о месте межкультурной коммуникации в процессе исторической эволюции человека и общества.
- Ознакомление с основными социальными и историческими типами культуры и проблемами их взаимодействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Психологическую сторону основных видов и механизмов межкультурной коммуникации;
- Основные психологические явления и проблемы аккультурации;
- Базовые понятия и категории психологии межкультурной коммуникации;
- Основные методы взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Осуществлять рефексивное осмысливание практических проблем психологии межкультурной коммуникации ;
- Выявлять проблемы, противрречия и трудности в процессах межкультурной коммуникации и их объективные и субъективные основания;
- Анлизировать социокультурную информацию, представленную в разнных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- Применять методы реализации эффективной межкультурной коммуникации;
- Представлять результаты изучения материала данной дисциплины в формах конспекта, реферата, рецензии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Методами установления контакта, воздействия и взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации;
- Навыками самостоятельной поисково-исследовательской социокультурной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Культура как область и средство коммуникации:психологические проблемы
1.1. Введение в психологию межкультурной коммуникации. Основные понятия и категории. Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.2. Введение в психологию межкультурной коммуникации. Основные понятия и категории. Практические 1 2
1.3. Коммуникация как социокультурный процесс и система Сам. работа 1 20 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.4. Коммуникация как социокультурный процесс и система Практические 1 2
1.5. Теоретические подходы к психологии межкультурной коммуникации и ее практические проблемы Сам. работа 1 20 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.6. Теоретические подходы к психологии межкультурной коммуникации и ее практические проблемы Практические 1 2
1.7. Проблема эффективности межкультурной коммуникации Сам. работа 1 20 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.8. Культура и личность Сам. работа 1 20 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2
1.9. Прикладные вопросы психологии межкультурных коммуникаций Сам. работа 1 16 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Коммуникация как предмет научной рефлексии.
2. Проблема коммуникации в истории социально-гуманитарного знания.
3. Современные теории коммуникации (М.Бахтин, Ю.Хабермас и др.).
4. Генезис и историческое развитие коммуникативной практики.
5. Понтие и сущность культуры. Основные теоретические подходы к феномену культуры.
6. Культурологические взгляды Н.Я.Данилевского.
7. Культурологические идеи О.Шпенглера.
8. Культурологические взгляды А.Тойнби.
9. Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева.
10.Культура и бессознательное (концепции З.Фрейда,К.Юнга).
11.Ф.Ницше об "аполлоническом" и "дионисийском" нчалах культуры.
12.Структура и функции культуры.Коммуникативная функция.
13.Основные теоретические подходы и практический аспект межкультурной коммуникации.
14.Антропологический, культурологический, мпсихологический, этнологический подходы к изучению межкультурной коммуникации.
15.Теория "культурных измерений" Г.Хофштеде.
16.Теория "культурной грамотности" Э.Хирша.
17.Теория "культурного шока" К.Оберга.
18.Модели аккультурации Д.Берри, С.Бочнера, Г.Триандиса.
19.Теория К.Клакхона и Ф.Стродбека. Пассивные и активные культуры.
20.М.Мид о межпоколенном аспекте культурного взаимодействия. Постфигуративный, кофигуративный и префигуративный типы культур.
21.Практические психологические проблемы межкультурной коммуникации.
22.Уровни,типы, механизмы, средства межкультурной коммуникации.
23.Типы культурных изменений.
24.Монохронный и гетерохронный аспекты межкультурного взаимодействия
25.Историческая типология культуры.
26.Основные черты архаичной культуры и психологические проблемы ее современного понимания.
27.Культура Древней Индии: психологический аспект современного восприятия.
28.Культура Древнего Китая: психологические проблемы современного понимания.
29.Античная культура и проблемы ее современного толкования.
30.Культура европейского Средневековья. Символическая природа средневекового искусства и психологические проблемы его современного понимания.
31.Европейская культура Нового времени как предмет современного восприятия.
32.Европейская культура ХХ века: многообразие направлений и плюрализм интерпретаций и оценок.
33.Постмодернизм как социокультурное явление. Идея "смерти автора" и проблема коммуникации в контексте постмодернизма.
34."Поликультурность" современной Европы: идеал и реальность.
35.Русская культура: основные черты и место в мировой межкультурной коммуникации.
36.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия.
37.Языческая культура Древней Руси и ее современные интерпретации.
38.Основные этапы развития русской культуры в аспекте инокультурного влияния.
39.Советский период в развитии русской культуры: современные интерпретации.
40.Актуальные проблемы современного социокультурного развития России: коммуникативный аспект
41.Современная русская культура в контексте межкультурной коммуникации.
42.Социальная типология культуры.Психологические проблемы взаимодействия социокультурных типов.
43.Субкультура как социальный и духовный феномен.Соотношение культуры, субкультуры, контркультуры.
44.Феномен молодежной субкультуры: психологический аспект.
45.Молодежные субкультуры современной России и психологические проблемы их восприятия старшими поколениями.
46.Современная массовая культура в контексте межкультурной коммуникации.
47.Духовная жизнь общества как взаимодействие различных социокультурных типов.
48.Современная культурная экспансия Запада. Неоколониализм и этнокультурные процессы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты
1.Современные теории коммуникации.
2.Коммуникация как процесс и как система.
3.Структурные модели коммуникации.
4.Проблема коммуникации.
5.Проблема коммуникации в современной социальной философии.
6.Социальное и историческое пространство межкультурной коммуникации.
7.Межкультурная коммуникация в социальном пространстве современности.
8.Межкультурная коммуникация в историческом пространстве.
9."Лагерный тип" культуры в современной России:пчихологическая характеристика.
10.Молодежные субкультуры современной России: психологическая характеристика.
11.Конструктивная коммуникация с культурами исторических эпох как средство укрепления потенциала выживания современного человека и человечества.
12.Мифология как область и средство коммуникации.
13.Ценности архаичной культуры в современной обществе.
14.Конфуцианство и даосизм: современный взгляд.
15.Актуализация ценностей древневосточных культур в современном мире.
16.Космизм как парадигма греческой культуры и ее значение для современного человека и человечества.
17.Основные психологические барьеры современного адекватного понимания средневековой культуры.
18.Стереотипы восприятия культуры европейского Возрождения и проьлема ее адекватного понимания.
19.Значение новоевропейской культуры для современного человека и общества.
20.Коммуникативные особенности русской культуры и проблемы ее инокультурного восприятия.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гулевич О.А., Сариева И.Р. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Садовская В.С., Ремизов В.А. ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сосновский Б. А., Асадуллина Ф. Г. ; Под ред. Сосновского Б.А. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: Научные монографии Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каменева В. А. Теория коммуникации (прагматический аспект): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формирование рейтинга студента по текущему контролю осуществляется на основе календарного плана мероприятий по дисциплине.

1. Работа на лекции. Во время лекции студент не только слушает и фиксирует излагаемый материал, но и активно его перерабатывает. Каждая лекция включает ряд заданий про-блемного характера, которые студенту необходимо выполнить для полного усвоения лек-ционного материала. Задание выполняется во время лекции либо дома (в этом случае вы-полнение задания проверяется на следующей лекции или на практическом занятии). Неза-висимо от количества заданий на лекции, их суммарный объем по каждой из лекций прак-тически одинаков. При невыполнении задания данные баллы вычитаются из общего коли-чества баллов, набранных студентом.

2. Ответ на практическом занятии. Ответ на семинаре предполагает развернутое, четкое, аргументированное изложение студентом одного из вопросов, вынесенных на обсужде-ние, либо изложение своей позиции на занятии, проводимом в интерактивной форме. При этом недопустимо дословное зачитывание материала и использование ксерокопий. Если ответ соответствует изложенным требованиям, он оценивается в пять баллов. Студент должен быть готов ответить на любой вопрос каждого семинара. Однако учитывая боль-шое количество студентов в группе, каждый студент может быть опрошен устно ограни-ченное число раз за семестр.

3. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий, направленных на обобщение и закрепление изученного материала, на поиск дополнитель-ных материалов к практическим занятиям, ознакомление с монографиями, статьями в научных журналах и т.п. Выполнение задания оценивается в зависимости от сложности. Самостоятельная работа выполняется студентом в течение изучения соответствующей те-мы и сдается на проверку не позднее 3 дней после последнего занятия по данной теме.

4. Тестирование. В течение семестра студент выполняет ряд текущих проверочных работ по темам, указанным в п. 4. Всего за семестр по итогам тестирования студент может набрать 6 баллов.

5. Написание контрольной работы, эссе. Полностью выполненная контрольная работа позволяет студенту набрать 6 баллов. При оценке эссе учитывается обоснованность пози-ции автора, логичность и аргументированность изложения. Максимальная рейтинговая оценка за эссе – 6 баллов.

Таким образом, каждый студент по результатам текущего контроля может получить мак-симальное количество баллов (60).

Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам теку-щего контроля, при котором студент допускается к сдаче экзамена, составляет 40 баллов. Студент, набравший к моменту окончания семестра менее 40 баллов по текущему контро-лю, считается не выполнившим график учебного процесса, аттестуется по дисциплине

неудовлетворительно и к экзамену не допускается. Студент имеет право устранить задол-женности по текущему контролю в дни индивидуальных консультаций.

За пропуски занятий без уважительной причины, а так же несвоевременное выполнение заданий по текущему контролю на студента налагаются штрафные баллы, т.е. преподава-тель имеет право снизить максимальное значение балла по данной форме работы.

Итоговый контроль по дисциплине (сессия) - это форма контроля, проводимая по завер-шению изучения дисциплины в семестре.

Для дисциплин с экзаменом рейтинговая оценка студента складываемся из баллов, набранных по текущему контролю и баллов, набранных студентом за экзамен.

Максимальная сумма баллов по итоговому контролю составляет 40 баллов. Итоговый контроль включаем в себя 2 теоретических вопроса.

За правильный и полный ответ на теоретические вопросы студент получает по 20 баллов за каждый вопрос, (всего 40 баллов).

Согласно действующей шкале пересчета рейтинговых оценок по дисциплине с экзаменом границы опенки задаются следующим образом:

менее 51 балла - «неудовлетворительно» от 51 до 74 баллов - «удовлетворительно» от 75 до 90 баллов - «хорошо» от 91 до 100 баллов - «отлично