МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология и превенция суицидального и агрессивного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология и превенция суицидального и агрессивного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- целостное представление о существующих подходах в области изучения мотивации и эмоций;
- понимание способов изучения мотивации и эмоций в практике;
- рассмотрение основных концепций мотивации и эмоций;
- анализ мотивационных профилей в норме и патологии;
- ознакомление с методиками изучения мотивации и эмоций;
- рассмотрение основных классификаций мотивации и эмоций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
ПСК-1 готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Перечислить ведущие концепции мотивации субъекта;
Объяснить теоретические и исследовательские модели концепций мотивации;
Фиксировать симптомы, указывающие на дисгармоничные варианты развития мотивации и направленности субъекта;
Объяснить особенности поведения субъекта в контексте его мотивированности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Распознавать поведение субъекта в соответствии с методологией той или иной концепции мотивации;
Разработать индивидуальный план реализации диагностики мотивационно-волевой сферы субъекта;
Соотнести качественные параметры оценки мотивации субъекта между собой;
Использовать известные методы изучения мотивации в практической работе психолога.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Демонстрировать навыки владения диагностическим инструментарием, методами исследования мотивационно-волевой сферы;
Сравнить возможности и ограничения различных методов диагностики мотивационно-волевой и эмоциональных сфер субъекта и направленности личности;
Спланировать диагностику мотивационно-волевой сферы личности, применяя разные диагностические инструменты;
Дать оценку состоянию субъекта на основе методологии диагностических инструментов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема эмоций и мотивации в современной психологии
1.1. Кризис психологии эмоций. Теории эмоций (биологические, информационные и др.). Лекции 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет, объект, цели и задачи курса психология мотивации и эмоций в норме и патологии Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Поведение как попытка адаптации Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Ответить на вопрос: почему мотивация и эмоции могут указывать на возможную симптоматику психологических расстройств Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Рассмотреть понятия эмоции, личность, потребности, мотивы в отечественной и зарубежной психологии Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Рассмотреть теории эмоций и мотивации Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Проанализировать концепцию В.Н.Мясищева об уровневой организации эмоционально-личностной сферы Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Описать возможности объяснения эмоциональных явлений и их нарушений с позиций нейропсихологии. Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Проанализировать мозговую локализацию эмоциональной и мотивационной деятельности Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Мотивация. Психика. Сознание. История изучения мотивации и эмоций
2.1. Ведущие теории и концепции исследования мотивации и эмоций Лекции 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ подходов к исследованию мотивации в психологии и клинической психологии Практические 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Компоненты и классификации мотивации Практические 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Стратегия проведения ТАТ Практические 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Интерпретация результатов ТАТ и составление психологического заключения Практические 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Оценить роль лобных долей мозга в эмоционально-личностных процессах Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Проанализировать две стадии эмоционального реагирования: нейрональная и гуморальная Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Рассмотреть медиаторные системы, опосредствующие эмоции (нор- адреналиновая, серотониновая и др.) Сам. работа 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Оценить нейрохимическую специфику эмоций (страха, боли, радости, гнева и др.). Сам. работа 2 2 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Изучить психофармакологическое воздействие на эмоционально-личностную сферу Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Дать определение понятиям потребность и нужда, найти существенные различия Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Процессы и механизмы биологической мотивации. Особенности мотивации человека
3.1. Разнообразие биологической мотивации Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Роль психики в возникновении мотивации Лекции 2 0 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Особенности мотивации человека Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Составить конспект эмоциональной концепции мотивации В.Вилюнаса Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Рассмотреть теорию конфликта и терию поля К.Левина Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Проанализировать понимание мотивации в психоанализе Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Проанализировать понимание мотивации в бихевиоризме Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Проанализировать понимание мотивации в когнитивной психологии Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Рассмотреть теории научения (Дж. Уотсон, К. Халл, Б.Ф. Скиннер и др.). Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Описать феномен мотивации с точки зрения динамической психологии К. Левина Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Ситуационный подход в изучении мотивации. От стимульно-реактивной к когнитивной парадигме
4.1. Теории изучения мотивации. От инстинктов к самоактуализации. Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Когнитивная оценка ситуации в психологии мотивации Практические 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Концепция мотивационной индукции Ж. Нюттена Практические 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Ожидание и привлекательность как детерминанты мотивации. Волевые процессы. Тревожность.
5.1. Ожидание и привлекательность как детерминанты мотивации. Теория поля. Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Тревожность и мотивация Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Атрибутивные концепции мотивации Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Мотивация достижения
6.1. Когнитивные концепции мотивации достижения Практические 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Теория и практика исследования мотивации достижения Сам. работа 2 2 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Атрибутивные теории мотивации достижения Практические 2 1 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Изучить теорию выученной беспомощности М. Селигмана Сам. работа 2 2 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.5. Мотивация достижений как приоритетное направление исследований и практики Сам. работа 2 3 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.6. Проанализировать когнитивистские теории мотивации (теория атрибуции, теория локуса контроля, теория социальных побуждений. Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.7. Сформулировать основные практические выводы теории выученной беспомощности М.Селигмана Сам. работа 2 4 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.8. Описать две имплицитные модели способностей в контексте теории К.Двек Сам. работа 2 2 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Психодиагностические инструменты для исследования мотивации субъекта
7.1. Ознакомиться с тестом мотивации достижения Мак Клелланда Сам. работа 2 2 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Ознакомиться с Тематическим апперцептивным тестом (ТАТ) Г. Мюррея Сам. работа 2 2 ПК-6, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Проанализируйте трансформацию предмета психологии в контексте изучения детерминант активности.
2. Сопоставьте когнитивный и когнитивно-бихевиоральный подходы на причинность активности индивида.
3. Выделите особенности патологии мотивации, приведите экспериментальные исследования мотивации.
4. Выделите основные положения теории К. Левина к изучению мотивации.
5. Проанализируйте теорию Х. Хекхаузена в изучении мотивации.
6. Сформулируйте основные принципы концепции мотиваций достижения.
7. Определите принципы гуманистического и экзистенциально-гуманистического подходов в изучении мотивации.
8. Теория личных конструктов Дж. Келли: исследование мотивации в норме и патологии. Предикторы активности индивида.
9. Изложите принципы психосемантического исследования мотивации.
10. Сформулируйте принципы применения Теста юмористических фраз А.Г. Шмелева.
11. Определите основные принципы опросников исследования мотивации.
12. Объясните смысл использования метода метафор в диагностике мотивации.
13. Определите особенности механизмов атрибуции и антиципации в структуре мотивации индивида.
14. Сформулируйте смысл концепции персонологии Г. Мюррея (ТАТ).
15. Изложите понимание внутренней и внешней мотивации. Приведите примеры экспериментальных исследований.
16. Определите принципы исследования профессиональной мотивации.
17. Опишите дезадаптивные признаки мотивации при психической патологии.
18. Дайте определение понятию мотивационный конфликт.
19. Определите соотношение эмоций и аффектов в структуре мотивации (В. Вилюнас, А.Ш. Тхостов).
20. Представьте виды классификаций мотивов и потребностей.
21. Изложите понимание внутренней и внешней мотивации. Приведите примеры экспериментальных исследований.
22. Дайте определение понятию мотивационный конфликт.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В рамках дисциплины «Психология мотивации и эмоций в норме и патологии» на практические занятия выносятся следующие темы:
 Использование методики ТАТ для оценки мотивации;
 Интерпретация результатов ТАТ и составление психологического заключения;
 Рассмотреть теорию конфликта и теорию поля К.Левина;
 Проанализировать понимание мотивации в психоанализе;
 Анализ понятия мотивации в бихевиоризме;
 Проанализировать понимание мотивации в когнитивной психологии
 Рассмотреть теории научения (Дж. Уотсон, К. Халл, Б.Ф. Скиннер и др.)
 Описать феномен мотивации с точки зрения динамической психологии К. Левина;
 Когнитивная оценка ситуации в психологии мотивации;
 Концепция мотивационной индукции Ж. Нюттена;
 Когнитивные концепции мотивации достижения;
 Теория и практика исследования мотивации достижения;
 Атрибутивные теории мотивации достижения;
 Рассмотрение теории выученной беспомощности М. Селигмана;
 Проанализировать атрибутивную социокогнитивную концепцию мотивации К.Двек
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 П. Р. Юсупов Психология мотивации и эмоций в норме и патологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.


Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям

На практических занятиях по психологии мотивации и эмоций в норме и патологии рассматриваются вопросы мотивации личности. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков анализу подходов к рассмотрению мотивации и эмоций в норме и при патологических процессах. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных подходам рассмотрения мотивации и эмоций, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению методики ТАТ (Г.Мюррей) и методики оценки мотивации достижения (Х.Хекхаузена), студентам предлагается провести измерение мотивации и некоторых параметров личности на конкретных людях (родственники, знакомые) с последующим анализом результатов на практическом занятии.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).


Методические указания для подготовки к зачету
Для сдачи зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по вопросам зачета, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.