МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные ресурсы и технологии в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_06_01_Экономика-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2,0000000596046 2 2,0000000596046
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108,0000000596 108 108,0000000596

Программу составил(и):
канд.техн. наук, доцент, Алгазина Д. Г.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Капустян Л. А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные ресурсы и технологии в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент А. Ю. Юдинцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент А. Ю. Юдинцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение аспирантами знаний в областях:
• основ организации современных информационных технологий и их применения в экономической и управленческой деятельности предприятий;
• основных принципов построения, внедрения и ведения специализированных информационных систем;
• создания и профессионального применения реляционных баз данных в области менеджмента;
• создания, совершенствования и профессионального применения методов и средств компьютерных информационных коммуникаций, основанных на использовании коммуникационных сервисов Интернета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-1 способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-3 способность вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний в области экономики и управления, отражать результаты проведенных исследований в публикациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия информационных технологий;
- понятия автоматизации информационных процессов в управлении;
- задачи информационной технологии управления;
- технологию создания баз данных;
- содержание, стадии разработки и результаты выполнения этапов проектирования автоматизированных информационных систем (АИС);
- принципы построения современных информационных технологий;
- современное состояние и тенденции развития информационных технологий;
- основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации;
- основы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике навыки работы с универсальными пакетами прикладных программ для решения управленческих задач;
- использовать для организации, хранения, поиска и обработки информации системы управления базами данных;
- выступать постановщиком задач и уметь адекватно создать информационную модель предметной области, учитывающую последовательность обработки данных и структуру взаимосвязи между ними;
- ориентироваться на рынке пакетов прикладных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с универсальными пакетами прикладных программ для решения управленческих задач;
- использования программного комплекса MS Office;
- работы с базами данных;
- отражать результаты проведенных исследований в публикациях;
- работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет
1.1. Введение. Лекции 3 0,25 ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Изучение актуального состояния и современных проблем информационных систем и технологий. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-3, УК-5, УК-6 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные понятия
2.1. Основные понятия экономических информационных систем и информационных технологий.Информационное общество. Экономическая информация. Информационный продукт. Информационные системы в экономике. Лекции 3 0,25 ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Информационное общество как альтернатива постиндустриальному обществу. Отличия информационных ресурсов от традиционных ресурсов в деятельности хозяйствующего субъекта. Компаненты современных информационных систем. Практические 3 0,20000000298023 ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Классификация современных информационных технологий по различным признакам
3.1. Информационные технологии, их классификация по типу пользовательского интерфейса, по степени участия в процессе принятия решений, по охвату управленческой деятельности. Лекции 3 0,25 ОПК-1 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Различие между понятиями "информационные технологии" и "новые информационные технологии". Различные продходы к классификации информационных технолгий. Компоненты современных информационных технологий. Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Понятие электронного офиса
4.1. Электронный офис. MS Office и OpenOffice. Работа с текстом, табличными данными, диаграммами, создание консолидированных таблиц, использование OLE-технологий. Лекции 3 0,25 УК-5, УК-6 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Форматирование текста в MS Word. Оформление списков, многоуровневых списков. Оформление таблиц. Изменение параметров страницы. Создание электронного оглавления. Колонтитулы. Основы работы в MS Excel. Ячейки, листы, формулы. Использование мастера функций. Вложенные функции. Построение диаграмм. Создание консолидированных данных. Создание сложных документов со связанными и внедренными объектами. Практические 3 0,20000000298023 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.3. Формулы и функции в MS Excel. Работа со списками (фильтрация, сортировка, промежуточные итоги). Консолидация данных. Использование OLE-механизма. Сам. работа 3 10 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Линейное программирование в MS Excel
5.1. Линейное программирование в MS Excel. Лекции 3 0,25 УК-5, УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.2. Решение транспортной задачи и задачи о назначениях средствами MS Excel. Практические 3 0,30000001192093 УК-5, УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.3. Использование инструментов "Подбор параметра" и "Поиск решения" при решении транспортной задачи и задачи о назначениях. Решение систем уравнений с одной и несколькими неизвестными. Сам. работа 3 12 УК-5, УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Понятие и преимущества работы в компьютерных сетях.
6.1. Понятие и виды компьютерных сетей. Сетевое оборудование. Обеспечение безопасности работы в сети. Лекции 3 0,25 УК-5, УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
6.2. Изучение различных вариантов топологии сети. Современное сетевое оборудование. Особенности работы в сети с точки зрения обеспечения информационной безопасности. Сам. работа 3 12 УК-5, УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Информационные технологии маркетинга.
7.1. Информация в маркетинговых исследованиях. Электронная коммерция, форматы ее осуществления. Прогнозирование объема продаж методом анализа временных рядов. Трендовый анализ, варианты построения линии тренда. Лекции 3 0,5 УК-5, УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
7.2. Расчет тренда и прогнозирование объема продаж. Практические 3 0,20000000298023 УК-5, УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
7.3. Расчет полиноминального тренда шестой степени средствами MS Excel. Сам. работа 3 10 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Информационные технологии логистики.
8.1. Определение логистики. Свойства логистических информационных систем. Стандарты MRP, MRP II, JIT, ERP. Технологии автоматизации работы склада. Лекции 3 0,25 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
8.2. Изучение технических характеристик и специфики работы WMS-систем. Сходства и различия стандартов MRP и MRPII. Концепция ERP как основа создания современных корпоративных информационных систем. Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Информационные технологии бухгалтерского и налогового учета
9.1. Особенности автоматизации бухгалтерского учета, варианты организации информации в бухгалтерских системах, способы ввода данных в бухгалтерскую базу, применение технологии «Банк-Клиент». Лекции 3 0,5 УК-5, УК-6 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
9.2. Решение бухгалтерской задачи по приобретению материалов, их постановке на учет и списанию в производство с расчетом себестоимости различными методами. Практические 3 0,20000000298023 УК-5, УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
9.3. Решение бухгалтерской задачи по приобретению основных средств, их постановке на учет, начислению амортизации различными способами, по выбытию основных средств и снятию их с баланса. Сам. работа 3 10 УК-5, УК-6 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
9.4. Информационные технологии банковской сферы. Лекции 3 0,25 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Имитационное моделирование. Системы массового обслуживания.
10.1. Натурный эксперимент. Аналитическое и имитационное моделирование. Системы массового обслуживания: понятие, виды, свойства входящего потока заявок, дисциплины обслуживания очереди, показатели эффективности работы системы массового обслуживания. Лекции 3 0,5 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
10.2. Моделирование систем массового обслуживания: одноканальной с отказами, одноканальной с очередью, многоканальной с отказами. Практические 3 0,30000001192093 ОПК-1 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
10.3. Построение модели обслуживания для 35 заявок для различных вариантов СМО: с отказами и с очередью, одноканальных и многоканальных. Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Понятие баз данных. Технологии работы с базами данных.Системы поддержки принятия решений.
11.1. Виды моделей баз данных. Реляционные базы данных. MS Access: таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы. Технологии поддержки принятия решений. Технологии Data Mining. Лекции 3 0,5 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
11.2. Создание базы данных. Использование мастера подстановок. Сортировка и фильтрация данных в таблице. Создание запросов, отчетов, форм, макросов. Практические 3 0,30000001192093 УК-5, УК-6 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
11.3. Поиск неявных неочевидных закономерностей по массиву необработанных данных с применением Data Mining. Практические 3 0,30000001192093 УК-5, УК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
11.4. Создание базы данных на основе имеющегося файла с исходными данных. Определение связей между таблицами. Сортировка и фильтрация данных. Создание запросов с помощью Конструктора и Мастера. Формирование Отчетов. Использование макросов в базах данных. Сам. работа 3 10 УК-5, УК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.В. Балдин Информационные системы в экономике: Учебник М: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 znanium.com
Л1.2 Петрова Л. В., Румянцева Е. Б. Современные информационные технологии в экономике и управлении: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Голицына О.Л. и др. Информационные технологии: Учебник М.: ФОРУМ, 2021 https://znanium.com/catalog/product/1138895
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.А. Морозов, Н.С. Морозова Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Методическое пособие М.: Академия, 2009
Л2.2 С.А. Поддубнова Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий:: Справочное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2008
Л2.3 Титоренко Г.А. и др. Информационные технологии управления: Учебное пособие М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационные ресурсы и технологии в экономике portal.edu.asu.ru
Э2 http://10.0.12.5/books/
Э3 http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/erp/sistemka.htm
Э4 http://kuzelenkov.narod.ru/mati/book/informat_prog.html
Э5 www.intuit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины аспирантами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех аспирантов. Практическое занятие требует подготовки аспирантов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы аспиранта, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым аспирантом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания аспирант должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием аспирант может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании аспирантом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной аспирантом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются аспирантом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио аспиранта по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу аспиранта и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р);
- результаты входного контроля знаний аспирантов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления аспирантов, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия)