МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий психологический практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 34 34 68 68 68
Сам. работа 38 38 76 76 76
Итого 72 72 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преп, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.пс.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общий психологический практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандитат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой кандитат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: приобретение знаний об основных методах, используемых в научной и практической работе психолога, и умений их адекватно применять; приобретение навыков анализа
данных и составления на их основе отчетов в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями для научных исследований,для диагностического обследования и при оказании воздействия на человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
3.2.Уметь:
3.2.1.обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях;
- практически применять основные психодиагностические методики умственного и личностного развития для различных возрастных групп;
- описывать результаты психодиагностического обследования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования;
- составлением экспертного заключения по результатам психодиагностического обследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания использования методов в психологическом исследовании.
1.1. Метод наблюдения при анализе невербальной коммуникации Практические 2 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Общая система методов исследования в психологии. Практические 2 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Общая система методов исследования в психологии. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Практические 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Использование метода наблюдения в психологическом исследовании.
2.1. Общая характеристика метода наблюдения Практические 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Метод наблюдения при анализе невербальной коммуникации. Практические 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Некоторые аспекты применения метода наблюдения в клинической психологии. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Субъектное, объектное отношение психолога к клиенту, как фактор, влияющий на результат наблюдения. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Некоторые аспекты применения метода наблюдения в клинической психологии Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Субъектное, объектное отношение психолога к клиенту, как фактор, влияющий на результат наблюдения. Практические 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.7. Стандартизированное наблюдение: протоколирование. Признаки и индикаторы психологических свойств и сотояний. Диагностически значимые ситуации. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании
3.1. Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная Практические 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Доминирующие каналы коммуникации (аудиальный, визуальный, кинестетический), их вербальная презентация. Практические 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Доминирующие каналы коммуникации (аудиальный, визуальный, кинестетический), их вербальная презентация. Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Психологический анализ речи и типы вопросов Сам. работа 2 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Опрос. Виды опросов. Анкетирование Практические 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.6. Биографический метод в психологическом исследовании Сам. работа 2 20 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Общая характеристика эмпирического имсследования в психологии
4.1. Научные атрибуты исследования Практические 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Постановка и анализ проблемы исследования Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Способы и принципы формулировки гипотез психологического исследования Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.4. Составление логического плана и программы и программы психологичекого исследования Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.5. Формулировки проблемы, цели, объекта, предмета психологического исследования Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.6. Формулировки научных гипотез психологического исследования Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.7. Составление программы исследования Практические 2 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.8. Эмпирические методы сбора данных исследования Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.9. Психологические измерения в психологии Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.10. Понятие нормального распределения Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.11. Анализ структуры эмпирического исследования в психологии Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.12. Типы измерительных шкал в психологии Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.13. Измерительные шкалы в психологическом исследовании Практические 2 8 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.14. Понятие описательных статистик в психологическом исследовании Практические 2 8 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.15. Критерии сравнения средних в психологических исследованиях Практические 2 8 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.16. Корреляционные исследования в психологии Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.17. Параметрические и непараметрические математико-статистические методы психологического исследования Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Подобрать рисунки, фотографии людей отличающихся различным типом телосложения, принадлежащих к разным расам, разного возраста. Выделить общие и характерные признаки.
2. Подобрать фотографии человека в разные возрастные периоды и выделить признаки возрастных изменений. Составить по ним психологический портрет личности.
3. Подобрать изображения поз, мимики, жестов с тем, чтобы предложить участникам практикума «прочитать» их.
4. Провести физиогномический анализ известных российских политиков.
5. Провести операционализацию двух связанных психологических переменных и составить на них карточки наблюдения.
6. Составить программу наблюдения и реализовать ее на практике.
7. Определить доминирующую модальность восприятия партнера.
8. Составить текст, используя предикаты только одной модальности, разных модальностей.
9. Подберите индивидуальный комплекс артикуляционных, дыхательных упражнений для совершенствования техники речи.
10. Разработать анкету для студентов-психологов на тему «Отношение к выбранной профессии» и реализуйте ее.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Назаров А. И. Экспериментальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. рубцова В.В. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Масленникова Т. В., Колупаева Н. И. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Общий психологический практикум portal.edu.asu.ru
Э6 Общий психологический практикум (модуль1)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.