МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий психологический практикум (модуль 2)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. психол.н., Доцент, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд. психол.н., Доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общий психологический практикум (модуль 2)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2016 № 1181 (с изменениями о дополнениях от 13 июля 2017)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к. психол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к. психол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является выработка практических умений и навыков проведения психологических исследований, овладение категориями научной психологии, принципами и методами психологического исследования, подходами к изучению психических явлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
3.2.Уметь:
3.2.1.- обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях;
- практически применять основные психодиагностические методики умственного и личностного развития для различных возрастных групп;
- описывать результаты психодиагностического обследования


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования,
- составлением экспертного заключения по результатам психодиагностического обследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Отработка методик изучения личности
1.1. Исследование силы нервной системы, типа и свойств темперамента Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Исследование черт личности (методика 16 ФЛО Р.Кэттелла, СМИЛ, Большая пятерка) Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Изучение эмоциональной сферы личности (Опросники эмоциональных отношений) Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Исследование направленности и мотивов деятельности личности (шкала оценки потребности в достижении Г. Хекхаузена, шкала оценки мотивации одобрения Д. Крауна и М. Марлоу, личностный ориентационный опросник М. Баса) Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Изучение потребностно-мотивационной сферы (Опросник Опросник потребностей (МQТ) (в адаптации Д.В. Каширского, О.И. Моткова, Мотивационный опросник Ю.М. Орлова - Б.А. Сосновского) Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Изучение ценностей Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Изучение смысложизненных ориентаций Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Исследование самоактуализации личности Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Изучение способностей Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Составление психологического портрета личности Практические 2 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Изучение истории создания, валидизации и сфер использования отрабатываемых методик Сам. работа 2 74 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Промежуточный контроль:
1. Анализ различных методологических подходов к изучению личности.
2. Исследование силы нервной системы, типа и свойств темперамента.
3. Методы исследования черт личности.
4. Методы исследования эмоциональной сферы личности.
5. Методы исследования потребностно-мотивационной сферы личности.
6. Методы изучения смысложизненных ориентаций личности.
7. Методы исследования личностных ценностей.
8. Методы изучения жизненной биографии.
9. Методы исследования гармонии.
10. Методы изучения темперамента и характера.
11. Оценка самоактуализации личности.
12. Изучение направленности личности.
13. Исследование способностей и склонностей.
14. Методы исследования жизнестойкости.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рамендик Д. М., Рамендик М. Г. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle "Общий психологический практикум (модуль 2)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader



6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.