МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методика диссертационного исследования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.06.01. Экономика
НаправленностьЭкономика и управление народным хозяйством
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_06_01_Экономика-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Беляев Виктор Иванович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методология и методика диссертационного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №898)

составлена на основании учебного плана:
38.06.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М., к.э.н., доцент, и.о. зав. кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М., к.э.н., доцент, и.о. зав. кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является подготовка студентов аспирантуры в исследовательской деятельности вообще, и к проведению конкретных научных исследований при подготовке ими научных диссертаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способность планировать, разрабатывать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области управления социально-экономическими системами
ПК-3: способность вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний в области экономики и управления, отражать результаты проведенных исследований в публикациях
УК-2: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3: готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы планирования, разрабатки и реализации комплексного процесса научных исследований в области управления социально-экономическими системами; о приоритетных направлениях развития научных знаний в области экономики и управления; основы проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; приоритетных направлениях работы российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; этические нормы в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать, разрабатывать и реализацовывать комплексный процесс научных исследований в области управления социально-экономическими системами; вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний в области экономики и управления, отражать результаты проведенных исследований в публикациях; проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; умеет выявлять приоритетные направления работы российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач с целью принятия участия в их работе; следовать этическим нормам в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования, разрабатки и реализации комплекснго процесса научных исследований в области управления социально-экономическими системами; опыт отражения результатов проведенных исследований в публикациях; навыки проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; опыт участия в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; опыт следования этическим нормам в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кандидатская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников аспирантуры при работе над кандидатской диссертацией. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований. Методы сбора данных в научных исследованиях. Методология научных исследований в экономике: принципы построения. Выбор темы научного исследования для подготовки кандидатской диссертации.
1.1. Кандидатская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников аспирантуры при работе над кандидатской диссертацией Лекции 2 4 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Кандидатская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников аспирантуры при работе над кандидатской диссертацией Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Лекции 2 6 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Кандидатская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников аспирантуры при работе над кандидатской диссертацией Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Методы сбора данных в научных исследованиях Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Методы сбора данных в научных исследованиях Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Методы сбора данных в научных исследованиях Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Сам. работа 2 6 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Сам. работа 2 6 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.21. Выбор темы научного исследования для подготовки кандидатской диссертации Практические 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.22. Выбор темы научного исследования для подготовки кандидатской диссертации Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.23. Выбор темы научного исследования для подготовки кандидатской диссертации Сам. работа 2 8 ПК-2, ПК-3, УК-2, УК-3, УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие [для магистрантов] М.: КноРус, 2012
Л1.2 Лебедев, С. А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-414243
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-413271
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://cordis.lu/innovation, CommunityResearch & Development Information Service
Э2 www.arist.com
Э3 www.epo.org
Э4 http://worldwidescience.org
Э5 www.sci-innov.ru
Э6 www.rfbr.ru/rffi/ru
Э7 http://fasi.ru
Э8 www.rosrid.ru
Э9 Методология методика диссертационного исследования https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2804
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки аспирантов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий аспирантами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.