МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике. ФГОС3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Алгазина Д. Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н. О.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доцент А. Ю. Юдинцев

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент А. Ю. Юдинцев

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов комплекса знаний и навыков, связанных с решением профессиональных задач организационно-управленческой и информационной деятельности в области бухгалтерского учета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7: Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
ОПК-2: Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.функциональное предназначение информационных ресурсов в области бухгалтерского учета; о принципах, целях, задачах и приемах ведения учета на предприятиях с применением бухгалтерских информационных систем;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные программные средства при организации решения задач бухгалтерского учета хозяйственной деятельности на предприятии; использовать знания в области бухгалтерских программных продуктов, предназначенных для автоматизации организации бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности на предприятии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами организации бухгалтерского учета и проведения анализа хозяйственной деятельности с применением информационных систем; навыками использования готовых программных решений для автоматизации бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, в том числе обладать практическими навыками модификации систем бухгалтерского учета и анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика бухгалтерских информационных систем
1.1. Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России. Особенности компьютерной обработки данных. Задачи и функции бухгалтерских информационных систем. Требования, предъявляемые к компьютерным системам бухгалтерского учета. Комплексные компьютерные системы бухгалтерского учета. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета. Тенденции и перспективы развития бухгалтерских информационных систем. Лекции 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России. Особенности компьютерной обработки данных. Задачи и функции бухгалтерских информационных систем. Требования, предъявляемые к компьютерным системам бухгалтерского учета. Комплексные компьютерные системы бухгалтерского учета. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета. Тенденции и перспективы развития бухгалтерских информационных систем. Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Общая характеристика системы 1С: Предприятие
2.1. Общая характеристика системы 1С:Предприятие. Типовое конфигурирование. Масштабируемость. Администрирование. Преимущества «1С:Бухгалтерия 8.» с «1С:Бухгалтерия 7.7.». Основные понятия конфигурации 1С: Предприятие. Принципы функционирования системы 1С: Предприятие. Работа пользователя. Лекции 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Общая характеристика системы 1С:Предприятие. Типовое конфигурирование. Масштабируемость. Администрирование. Преимущества «1С:Бухгалтерия 8.» с «1С:Бухгалтерия 7.7.». Основные понятия конфигурации 1С: Предприятие. Принципы функционирования системы 1С: Предприятие. Работа пользователя. Сам. работа 5 10 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Основы работы с программой 1С: Предприятие
3.1. Планы счетов в 1С: Предприятие: принципы построения. Способы регистрации хозяйственных операций. Формирование проводок вручную. Использование типовых операций. Формирование проводок документами. Получение результатной информации. Стандартные средства обобщения данных. Классификация стандартных отчетов. Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Планы счетов в 1С: Предприятие: принципы построения. Способы регистрации хозяйственных операций. Формирование проводок вручную. Использование типовых операций. Формирование проводок документами. Получение результатной информации. Стандартные средства обобщения данных. Классификация стандартных отчетов. Сам. работа 5 20 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Подготовка информационной базы. Заполнение классификаторов. Заполнение справочников. Настройка механизма ценообразования. Ввод сведений о предприятии. Ввод начальных остатков. Формирование оборотно-сальдовой ведомости. Лабораторные 5 0.5 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Учет кассовых операций. Работа с подотчетными лицами
4.1. Реализация учета движения наличных денежных средств. Ввод операций по расчетам с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами, внесение наличных на расчетный счет и получение наличных по денежному чеку. Ввод приходных и расходных кассовых ордеров. Формирование кассовой книги. Формирование авансовых отчетов. Лабораторные 5 0.5 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Реализация учета движения наличных денежных средств. Ввод операций по расчетам с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами, внесение наличных на расчетный счет и получение наличных по денежному чеку. Ввод приходных и расходных кассовых ордеров. Формирование кассовой книги. Формирование авансовых отчетов. Сам. работа 5 28 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Учет банковских операций.
5.1. Реализация учета движения безналичных денежных средств. Ввод операций по расчетам с поставщиками, покупателями и иных безналичных расчетов. Ввод платежных поручений и платежных ордеров. Формирование выписки банка. Лабораторные 5 0.5 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Реализация учета движения безналичных денежных средств. Ввод операций по расчетам с поставщиками, покупателями и иных безналичных расчетов. Ввод платежных поручений и платежных ордеров. Формирование выписки банка. Сам. работа 5 22 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Учет материально-производственных запасов
6.1. Учет товаров, материалов и готовой продукции. Применение различных способов оценки МПЗ: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Ведение учета ТМЦ по местам хранения (складам). Лабораторные 5 0.5 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Учет основных средств и нематериальных активов
7.1. Учет основных средств и нематериальных активов: поступление, принятие к учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание. Распределение сумм начисленной амортизации за месяц между несколькими счетами или объектами аналитического учета. Применение графиков начисления амортизации. Лабораторные 5 0.5 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Учет выпуска продукции
8.1. Расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством. Учет выпущенной готовой продукции в течение месяца по плановой себестоимости. Расчет в конце месяца фактической себестоимости выпущенной продукции и оказанных услуг. Учет полуфабрикатов, расчет их себестоимости. Учет косвенных расходов. Лабораторные 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Кадры. Расчет заработной платы
9.1. Учет движения персонала, включая учет работников по основному месту работы и по совместительству. Формирование унифицированных форм по труду. Начисление заработной платы работникам предприятия по окладу и ведение взаиморасчетов с работниками вплоть до выплаты зарплаты. Исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов, облагаемой базой которых служит заработная плата работников организации. Формирование отчетов по НДФЛ, ЕСН, взносам в ПФР, включая подготовку отчетности для системы персонифицированного учета ПФР. Лабораторные 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Учет НДС
10.1. Учет НДС при определении выручки «по отгрузке» и «по оплате». Формирование Книги покупок и Книги продаж. Учет НДС по приобретенным товарам, реализуемым с применением ставки НДС 0%. Лабораторные 5 0.5 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Определение финансовых результатов
11.1. Документ «Закрытие месяца». Начисление амортизации. Расчет и корректировка себестоимости продукции. Закрытие счетов бухгалтерского учета. Регламентные операции по налоговому учету. Расчеты по налогу на прибыль. Составление регламентированной отчетности. Лабораторные 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Подольский, Н. С. Щербакова, В. Л. Комиссаров Компьютерные информационные системы в аудите: учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2007
Л1.2 В. Э. Керимов Бухгалтерский учет: учебник М.: Дашков и К, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Избачков Ю.С., Петров В.Н., Васильев А.А., Телина И.С. Информационные системы: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Информационно-справочная система «ГАРАНТ»,
Э2 - Информационно-справочная система «Консультант плюс»,
Э3 - Бухгалтерская справочная система «Система Главбух»,
Э4 - Справочная система «Контурн-экстерн».
Э5 - Поисковые системы: Яндекс (Yandex.ru), (Rambler.ru), (Google.ru).
Э6 - Информация Алтайского территориального института профессиональных бухгалтеров и аудиторов // bnl.findcompany.ru
Э7 Информационные технологии в бухучете https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2183
6.3. Перечень программного обеспечения
- Microsoft Office
Microsoft Windows
7-ZIP
AcrobatReader
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
- Программный продукт "1С:Бухгалтерия"
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите» предусмотрено проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа, выполнение примеров и индивидуальных заданий, что способствует лучшему и углубленному освоению материала.
В процессе проведения лабораторных занятий студенты выполняют примеры и индивидуальные задания.
Текущий контроль осуществляется на лабораторных занятиях в формах опроса студентов по изученным вопросам, проверки индивидуальных заданий, тестирования и др.
Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, проведение промежуточных тестов.
Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
На тестирование отводится 50 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 30 вопросов.
Зачет проводится в форме устного ответа на теоретические вопросы. На ответ и решение задачи студенту отводится 30 минут. Зачет оценивается по четырехбалльной шкале.
Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.