Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Юрист в сфере частного права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ЧП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н., доцент Васильев А.А., зав. кафедрой
1.1. | В настоящее время потребность в знаниях иностранных правовых систем приобретает огромное значение. Появилась возможность осуществлять свою практическую, профессиональную деятельность в странах, с иной системой законодательства, иной правовой культурой. Цель курса - изучение правовых систем современности, их сравнительно-правовой анализ и классификация. Подготовка студентов – будущих практиков к возможной работе с законодательством других стран. Сравнительный анализ позволяет выделить сущностные характеристики российской национальной правовой системы, оценить возможность заимствования правовых институтов других государств без потери целостности и эффективности собственной правовой системы. Объективными факторами, обуславливающими необходимость изучения данного курса являются: - многообразие правовых систем современности; - появление на правовой карте мира правовых систем новых независимых государств; - развитие правовых взаимосвязей и расширение международных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.Б |
ОК-1 | осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания |
ОК-2 | способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
ПК-1 | способностью разрабатывать нормативные правовые акты |
ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-3 | готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
ПК-4 | способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления |
ПК-5 | способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению |
ПК-6 | способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения |
ПК-7 | способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты |
ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-1: социальную значимость своей будущей профессии ОК-2: рофессиональные обязанности, принципы этики юриста ПК-1: основы теории нормативно-правового акта ПК-2: основы правоприменения в конкрестных сферах юридической деятельности ПК-3: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства ПК-4: способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления ПК-5: способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения ПК-7: основы теории толкования нормативно-правовых актов ПК-8: основы теории юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-1: проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, демонстрировать достаточный уровень профессионального правосознания ОК-2: добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста ПК-1: разрабатывать нормативно-правовые акты ПК-2: квалифицированно применять нормативно-правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности ПК-3: выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства ПК-4: выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления ПК-5: осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению ПК-6: выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения ПК-7: квалифицированно толковать нормативно-правовых актов ПК-8: принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-1: уважительного отношения к праву и закону ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста ПК-1: разработки нормативно-правовых актов ПК-2: реализации норм мматериального и процессуального права в профессиональной деятельности ПК-3: навыками выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства ПК-4: способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления ПК-5: способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения ПК-7: навыками квалифицированного толкования нормативно-правовых актов ПК-8: дачи квалифицированных юридических заключений и консультирования в конкретных сферах юридической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сравнительное правоведение | ||||||
1.1. | Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина | Сам. работа | 2 | 11 | ОК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Классификация основных правовых систем современности. Смешанные правовые системы | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Классификация основных правовых систем современности | Практические | 2 | 1 | ОК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Классификация основных правовых систем современности | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Практическое занятие по решению задач по теме: "Романо-германская правовая семья". | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Романо-германская правовая семья | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-1, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Правовая семья общего права | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Правовая семья общего права | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-1, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Религиозные и традиционные правовые семьи | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Религиозные и традиционные правовые семьи | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-1, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Смешанные правовые системы | Практические | 2 | 1 | ОК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Смешанные правовые системы | Лабораторные | 2 | 2 | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Смешанные правовые системы | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Экзамен | ||||||
2.1. | Экзамен | Экзамен | 2 | 9 | ОК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Значение курса "Сравнительное правоведение". Соотношение сравнительного правоведения с другими юридическими науками. Предмет, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения. Методология сравнительного правоведения. Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем». Основные семьи современных правовых систем. Классификация правовых систем. Структура и источники права романо-германской правовой семьи. Общее и особенное в правовых системах стран романо-германской правовой семьи. Французское право – модель французской правовой группы. Право ФРГ – модель германской правовой группы. Правовые системы скандинавских стран. Правовые системы стран Латинской Америки. География распространения английского общего права. Источники и система права в странах англо-американской правовой семьи. Судебный прецедент. Соотношение законодательства и судебного правотворчества. Правовая система США. Источники американского права. Современные тенденции развития американского права. Особенности правовых систем стран Британского Содружества. Источники мусульманского права. Доктрина как основной источник мусульманского права. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве. Индусское право. Влияние английского общего права на индусское право. Правовые системы стран Дальнего Востока. Общая характеристика дальневосточного права. Африканская правовая семья. Современные правовые системы африканских стран. Понятие смешанных правовых систем. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов Романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана Правовая система ЮАР. Правовая система Израиля. Другие смешанные правовые системы. Российское право как уникальная правовая система. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Значение курса "Сравнительное правоведение". Соотношение сравнительного правоведения с другими юридическими науками. Предмет, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения. Методология сравнительного правоведения. Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем». Основные семьи современных правовых систем. Классификация правовых систем. Структура и источники права романо-германской правовой семьи. Общее и особенное в правовых системах стран романо-германской правовой семьи. Французское право – модель французской правовой группы. Право ФРГ – модель германской правовой группы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Комаров, С. А. | Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры : | Юрайт// ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5EC720B8-491D-47C2-956E-1709A0583582., 2021 | www.biblio- online.ru/book/5EC 720B8-491D-47C2- 956E- 1709A0583582., 2018 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Селютина, Е. Н. | Проблемы теории государства и права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.: | Юрайт // ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43., 2021 | www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сравнительное правоведение: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7155 | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Конституционный Суд РФ: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx | |||
Э3 | Верховный Суд РФ: http://www.vsrf.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение курса «Сравнительное правоведение» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам теории государства, проблемам теории права. В настоящее время существует около двухсот национальных правовых систем, о которых мы располагаем относительно точными сведениями. Такое многообразие вызывает необходимость проведения сравнительного анализа этих правовых систем с выявлением уникальных, специфических, национальных черт, а также их классификацию и выделения их в правовые семьи с присущими им общими признаками. Сравнительный анализ позволяет выделить сущностные характеристики российской национальной правовой системы, оценить возможность заимствования правовых институтов других государств без потери целостности и эффективности собственной правовой системы. Объективными факторами, обуславливающими необходимость изучения данного курса являются: - многообразие правовых систем современности; - появление на правовой карте мира правовых систем новых независимых государств; - развитие правовых взаимосвязей и расширение международных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами. Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для удобной организации магистрантом самостоятельной работы по углубленному изучению теории государства и права по теме «правовые системы современности» в пределах Государственного образовательного стандарта. В УМК содержатся все необходимые методические материалы для подготовки студентов к лекциям, семинарским занятиям, зачету. В настоящее время потребность в знаниях иностранных правовых систем приобретает огромное значение. Появилась возможность осуществлять свою практическую, профессиональную деятельность в странах, с иной системой законодательства, иной правовой культурой. Цель курса - изучение правовых систем современности, их сравнительно-правовой анализ и классификация. Подготовка студентов – будущих практиков к возможной работе с законодательством других стран. Научить студентов классифицировать основные правовые системы современности, осуществлять их сравнительно - правовой анализ. Выявлять особенности национальной правовой культуры государств. Давать оценку возможных заимствований из правовых систем других стран. Изучение каждой учебной дисциплины в целом должно соответствовать государственному образовательному стандарту. В результате познания настоящей учебной дисциплины магистранты должны приобрести: 1. знания об уникальных, специфических чертах правовых семей; 2. знания об истории зарождения и эволюции основных национальных правовых систем современности; 3. знания о классификации правовых семей; 4. представления о собственных национальных особенностях правовой системы России, позитивное и негативное влияние западного права на развитие российской правовой культуры. |