МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретико-игровые модели в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.м.н., Профессор, Алгазин Г.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теоретико-игровые модели в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., профессор Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., профессор Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимся теоретико-игровых методов и моделей в экономике; формирование культуры мышления, способности к обобщению и анализу проблемной области; приобретению необходимых знаний, умений и навыков для научно-исследовательской деятельности и решения профессиональных задач.
Для достижения цели ставятся задачи:
- изучить основные понятия и концептуальные подходы к проблеме разработки и применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить необходимые знания и навыки для выявления особенностей предметной области - теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- сформировать умения классификации иерархических систем и выбора теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить необходимые навыки для оценки эффективности теоретико-игровых методов и моделей в экономике;
- получить практические навыки по использованию теоретико-игровых методов и моделей в экономике в теоретических и прикладных областях;
- получить необходимые навыки для выбора программных средств и их использования при решении тестовых задач предметной области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований;
ПК-1 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий информационных технологий в экономике и социальной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретическое и прикладное значение теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансах. Проблемы экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Проблемные направления в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, которые возможно исследовать методами экономических игр. Современное состояние и сферы применения теоретико-игровых методов и моделей в экономике. Способы доказательства оптимальности решений, обоснованных с применением теоретико-игровых методов и моделей в экономике.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить анализ значимости проблем экономики и финансов, решаемые с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Оценивать возможности информационных технологий при использовании теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях. Оценивать возможности матодов теории экономических игр, которые применимы к условиям в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Выявлять классификационные признаки проблем экономики и финансов, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей. Проводить обоснование применимости теоретико-игровых методов и моделей в экономике и в финансовых организациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Приемами анализа уровней сложности проблем, решаемых с использованием теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовых структурах при обосновании корпоративных решений. Навыками оформления и визуализации результатов теории экономических игр при исследовании проблем в области экономики и финансов в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. Техникой и содержанием задач предметной области и компьютерными программами проведения исследований свойств теоретико-игровых методов и моделей в экономике и финансовой сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения для решения социально-экономических задач
1.1. Базовые понятия теории игр в приложениях для решения социально-экономических задач Лекции 4 2 Л1.1
1.2. Практикум по методам решения экономических игр Практические 4 2 Л1.1
1.3. Обзор методов и приложений теории экономических игр Сам. работа 4 10 Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.4, Л3.1
1.4. Примеры применения теории игр для решения социально-экономических задач Лекции 4 4 Л2.3, Л1.1
1.5. Решение игр в нормальной форме Практические 4 4 Л3.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Прикладные задачи теории экономических игр Сам. работа 4 18 Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1
Раздел 2. Многокритериальные модели поддержки принятия решений
2.1. Теоретические основы многокритериальной оптимизации Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Практикум по постановке и решению задач многокритериальной оптимизации Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
2.3. Модели оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономик Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2
2.4. Анализ работ российских и зарубежных ученых по теории игр Сам. работа 4 20 Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1
2.5. Расчетные работы модели оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономики Практические 4 2 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Исследование прикладных моделей экономики
3.1. Моделирование поведения работников на локальных рынках труда Лекции 4 2 Л2.1, Л3.5
3.2. Практикум по исследованию математических моделей в системе «Работник-Работодатель»/ Практические 4 4 Л3.5
3.3. Оптимизация размера бонуса исполнительной дирекции в корпоративных системах управления Лекции 4 4 Л3.5
3.4. Анализ программных средств поддержки принятия решений на основе экономических игр Сам. работа 4 60 Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.3, Л3.4, Л3.1
3.5. Расчетные работы по оптимизации бонуса исполнительной дирекции в корпоративных системах управления Практические 4 2 Л3.5, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: М: Кнорус, 2010
Л1.2 О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. Аналитические методы и модели в экономике: Учебное пособие Барнаул: АГУ, 2015
Л2.2 В. Н. Бурков, В. В. Кондратьев Механизмы функционирования организационных систем: М.: Наука, 1981
Л2.3 Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами: М.: Синтег, 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83016
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бурковская А.Ю. Классификация математических моделей, используемых в экономике и менеджменте: учебное пособие М.: Лаборатория книги, 2010 biblioclub.ru
Л3.2 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
Л3.3 Дегтерев Д. Зарубежные работы по теории игр: статья из журнала Международные процессы. Т. 7, №2 (20). С. 58-73., 2009
Л3.4 Лискина Е.Ю. Экономико-математические модели: учебное пособие Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина., 2009
Л3.5 Оскорбин Н.М. Исследование систем управления: конспект лекций Барнаул, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Электронный курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины