МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормирование качества окружающей среды
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Нормирование качества окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системных представлений о теоретических и методиче-ских основах экологического нормирования, современных тенденциях развития экологической нормативной базы и ее реализации; о развитие навыков разработки экологической оценки территории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-7: способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ОПК-8: готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность)
ПК-3: владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
ПК-5: способностью разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
ПК-6: способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития
ПК-7: способностью использовать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие положения нормирования и подходы к снижению загрязнения окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.попользоваться навыками обоснования пределов устойчивости природных систем; навыками составления комплекса документации по нормированию антропогенных воздействий для хозяйствующих субъектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом разработки сценариев развития и прогнозирования состояния природных систем с учетом объема и качества антропогенных воздействий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологическое нормирование
1.1. Основные цели и задачи, понятия, прин-ципы. Общая характеристика нормирова-ния в области охраны окружающей среды Основные элементы системы экологического нормирования. Нормирование как научная, правовая, административная и иная деятельность. Лекции 2 1 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Механизмы устойчивости природных си-стем к техногенным нагрузкам. Устойчивость природных систем и ее оценка. Критерии деградации наземных и водных экосистем. Техногенные потоки химических элементов Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. История экологического нормирования. Отечественный и зарубежный опыт Практические 2 2 ПК-7
Раздел 2. Государственная система экологического нормирования
2.1. Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды. Соотношение нормирования и экологиче-ской стандартизации Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Оценка воздействия на окружающую сре-ду (ОВОС). Цели и задачи ОВОС. Этапы ОВОС. Основные нормативные докумен-ты для ОВОС при разработке проектной документации. Принципы и результаты ОВОС. Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду. Нормирование как основа снижения антропогенных нагрузок Практические 2 2 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Нормативы качества природной среды Практические 2 6 ПК-7
Раздел 3. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации
3.1. Развитие стандартизации в России. Техническое регулирование и стандартиза-ция. Экологическая стандартизация. Стандарты экологического менеджмента ISO 14000. Российские стандарты эколо-гического менеджмента окружающей среды Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Понятие и функции экологической сертификации. Организация и проведение обязательной сертификации. Добровольная экологическая сертификация. Лицензирование экологически значимой продукции Сам. работа 2 5 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Экологический паспорт предприятия Практические 2 2 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Экологический контроль и мониторинг окружающей среды
4.1. Виды водопользования на водных объектах и требования к качеству вод. Водный кодекс РФ и другие нормативные доку-менты, регулирующие водопользование и охрану водных ресурсов Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Расчет нормативов допустимых сбросов сточных вод в водные объекты. Регламентация приема сточных вод в систему ка-нализации. Нормирование потребления и отведения воды на предприятии. Практические 2 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Диагностика объектов флоры и фауны как индикаторов загрязнения окружающей среды. Критерии состояния растительности и животного мира и нарушенности экосистем. Оценка состояния растительного мира. Оценка состояния животного мира. Биоиндикация Сам. работа 2 8 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Экологическое нормирование и деятельность промышленных предприятий
5.1. Подготовка к зачету Сам. работа 2 27 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Административный механизм природопользования и управления региональной экологиче-ской политикой.
Сущность принципов экологического нормирования в региональной практике на конкретных примерах:
 принцип цели;
 принцип опережения цели;
 принцип порога цели;
 принцип саморегуляции;
 принцип «больше не значит лучше»;
 принцип «джиу-джитсу»;
 принцип снижения удельного риска.

Экологическое нормирование загрязнения почвы нефтью и нефтепродуктами
Нормирование и контроль содержания пахучих веществ в воздухе населённых мест
Система управления отходами производства на примере конкретного предприятия
Принципы построения современных систем контроля промышленных выбросов
Экологические приоритеты в горнодобывающей отрасли
Платное водопользование в Российской Федерации
5.3. Фонд оценочных средств
см приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.М. Редина, А.П. Хаустовров Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды: учеб. для бакалавров Юрайт, 2014
Л1.2 Лейкин Ю.А Основы экологического нормирования: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014
Л1.3 Хаустов А.П., Редина М.М. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды: учебник М.: Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/normirovanie-i-snizhenie-zagryazneniya-okruzhayuschey-sredy-412997
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Г. Ясовеев, Н. Л. Стреха, Э. В. Какарека и др. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза: учеб. пособие для студентов вузов Минск, Москва, 2015.
Л2.2 А.П. Гарнов, О.В. Краснобаева Аспекты экологической ответственности хозяй-ствующих субъектов Рос-сийской Федерации: Монография НИЦ ИНФРА-М, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Хаустов, А. П. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды : учебник для академического бакалавриата / А. П. Хаустов, М. М. Редина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 387 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9103-1. https://www.biblio-online.ru/book/normirovanie-i-snizhenie-zagryazneniya-okruzhayuschey-sredy-432790
Э2 ЭУМК "Нормирование и снижение загрязнения ОС" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2490
6.3. Перечень программного обеспечения
6.3.1.1 Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
6.3.1.2 Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
6.3.1.3 MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды »

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспекти-рование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсив-ную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.