Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Управление природопользованием |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_УП_1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | формирование у студентов системных представлений о теоретических и методиче-ских основах экологического нормирования, современных тенденциях развития экологической нормативной базы и ее реализации; о развитие навыков разработки экологической оценки территории |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-7 | способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом |
ОПК-8 | готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность) |
ПК-3 | владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов |
ПК-5 | способностью разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду |
ПК-6 | способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития |
ПК-7 | способностью использовать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие положения нормирования и подходы к снижению загрязнения окружающей среды |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | попользоваться навыками обоснования пределов устойчивости природных систем; навыками составления комплекса документации по нормированию антропогенных воздействий для хозяйствующих субъектов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | опытом разработки сценариев развития и прогнозирования состояния природных систем с учетом объема и качества антропогенных воздействий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в экологическое нормирование | ||||||
1.1. | Основные цели и задачи, понятия, прин-ципы. Общая характеристика нормирова-ния в области охраны окружающей среды Основные элементы системы экологического нормирования. Нормирование как научная, правовая, административная и иная деятельность. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Механизмы устойчивости природных си-стем к техногенным нагрузкам. Устойчивость природных систем и ее оценка. Критерии деградации наземных и водных экосистем. Техногенные потоки химических элементов | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
1.3. | История экологического нормирования. Отечественный и зарубежный опыт | Практические | 2 | 2 | ПК-7 | |
Раздел 2. Государственная система экологического нормирования | ||||||
2.1. | Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды. Соотношение нормирования и экологиче-ской стандартизации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Оценка воздействия на окружающую сре-ду (ОВОС). Цели и задачи ОВОС. Этапы ОВОС. Основные нормативные докумен-ты для ОВОС при разработке проектной документации. Принципы и результаты ОВОС. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду. Нормирование как основа снижения антропогенных нагрузок | Практические | 2 | 2 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.4. | Нормативы качества природной среды | Практические | 2 | 6 | ПК-7 | |
Раздел 3. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации | ||||||
3.1. | Развитие стандартизации в России. Техническое регулирование и стандартиза-ция. Экологическая стандартизация. Стандарты экологического менеджмента ISO 14000. Российские стандарты эколо-гического менеджмента окружающей среды | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Понятие и функции экологической сертификации. Организация и проведение обязательной сертификации. Добровольная экологическая сертификация. Лицензирование экологически значимой продукции | Сам. работа | 2 | 5 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
3.3. | Экологический паспорт предприятия | Практические | 2 | 2 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 4. Экологический контроль и мониторинг окружающей среды | ||||||
4.1. | Виды водопользования на водных объектах и требования к качеству вод. Водный кодекс РФ и другие нормативные доку-менты, регулирующие водопользование и охрану водных ресурсов | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.2. | Расчет нормативов допустимых сбросов сточных вод в водные объекты. Регламентация приема сточных вод в систему ка-нализации. Нормирование потребления и отведения воды на предприятии. | Практические | 2 | 4 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.3. | Диагностика объектов флоры и фауны как индикаторов загрязнения окружающей среды. Критерии состояния растительности и животного мира и нарушенности экосистем. Оценка состояния растительного мира. Оценка состояния животного мира. Биоиндикация | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 5. Экологическое нормирование и деятельность промышленных предприятий | ||||||
5.1. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 2 | 27 | ОПК-8, ПК-7 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Административный механизм природопользования и управления региональной экологиче-ской политикой. Сущность принципов экологического нормирования в региональной практике на конкретных примерах: принцип цели; принцип опережения цели; принцип порога цели; принцип саморегуляции; принцип «больше не значит лучше»; принцип «джиу-джитсу»; принцип снижения удельного риска. Экологическое нормирование загрязнения почвы нефтью и нефтепродуктами Нормирование и контроль содержания пахучих веществ в воздухе населённых мест Система управления отходами производства на примере конкретного предприятия Принципы построения современных систем контроля промышленных выбросов Экологические приоритеты в горнодобывающей отрасли Платное водопользование в Российской Федерации |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.М. Редина, А.П. Хаустовров | Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды: учеб. для бакалавров | Юрайт, 2015 | |
Л1.2 | Хаустов А.П., Редина М.М. | Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды: учеб. для бакалавров | М.: Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Лейкин Ю.А | Основы экологического нормирования: | Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.П. Гарнов, О.В. Краснобаева | Аспекты экологической ответственности хозяй-ствующих субъектов Рос-сийской Федерации: Монография | НИЦ ИНФРА-М, 2014 | |
Л2.2 | М. Г. Ясовеев, Н. Л. Стреха, Э. В. Какарека и др. | Экологический мониторинг и экологическая экспертиза: учеб. пособие для студентов вузов | Минск, Москва, 2015. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Хаустов, А. П. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды : учебник для академического бакалавриата / А. П. Хаустов, М. М. Редина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 387 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9103-1. | www.biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭУМК "Нормирование и снижение загрязнения ОС" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.3.1.1 Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) 6.3.1.2 Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная). 6.3.1.3 MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm 2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/ 3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ 4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/ 5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour 6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/ 7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс». 8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » В ходе лекционных занятий по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспекти-рование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсив-ную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды » не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он мо-жет (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправ-ления и дополнения. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды»», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |