МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Защита интеллектуальной собственности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Т.А. Акимочкина

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, А.Ю. Горбунова

Рабочая программа дисциплины
Защита интеллектуальной собственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование комплекса знаний студентов в области защиты интеллектуальной собственности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах
ПК-3 способностью разрабатывать технические задания по проектам на основе профессиональной подготовки и системно-аналитических исследований сложных объектов управления различной природы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правовые нормы регулирования интеллектуальной собственности в РФ;
- экономические и организационные основы управления интеллектуальной собственностиью компании
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания и находить и использовать информацию об управлении интеллектуальной собственностью;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность, место и роль интеллектуальной собственности в развитии общества.
1.1. Интеллектуальная собственность в РФ: основные понятия, правовая охрана и правовая защита. Лекции 7 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Интеллектуальная собственность в РФ: основные понятия, правовая охрана и правовая защита. Практические 7 2 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Изучение 4 части ГК РФ Сам. работа 7 18 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Авторские, смежные права. Промышленная собственность.
2.1. Основы авторских, смежных прав. Объекты промышленной собственности. Лекции 7 4 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Особенности учета, инвентаризации интеллектуальной собственности. Практические 7 2 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности учета, инвентаризации интеллектуальной собственности. Сам. работа 7 4 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Лекции 7 1 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Практические 7 10 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Авторские, смежные права. Промышленная собственность. Сам. работа 7 14 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Защита интеллектуальной собственности в компании Лекции 7 3 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Механизмы защиты интеллектуальной собственности в компании. Практические 7 2 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Практика защиты интеллектуальной собственности в компании. Сам. работа 7 12 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Управление объектами интеллектуальной собственности в компании. Лекции 7 6 ОК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Управление объектами интеллектуальной собственности в компании Практические 7 6 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.12. Защита интеллектуальных прав при их передаче. Сам. работа 7 20 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Борисенко Инновационный менеджмент: управление интеллектуальной собственностью : учебное пособие Воронеж : Воронежский государственный университет, 2003 biblioclub.ru
Л1.2 Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева Управление интеллектуальной собственностью : Учебное пособие Казань : Познание, 2014, 12.05.2017 biblioclub.ru
Л1.3 А.Н. Сычев Защита интеллектуальной собственности и патентоведение : Учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012, 12.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208697
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гошин Г. Г. Интеллектуальная собственность и основы научного творчества: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Управление интеллектуальной собственностью" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.