МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая теория

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
;канд.экон.наук, доцент, Солопова Н.Н.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, профессор , Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая теория

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук, проф. Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, проф. Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение студентами фундаментальных знаий базового уровня по экономической теории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основны теоретической экономики и возможности их практического применения в организационно-технических и экономических процессах
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы экономичекой теории для принятия решений в сфере анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экономика
1.1. Предмет и метод экономической теории Лекции 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и метод Практические 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет и метод Сам. работа 1 13 ОПК-6
1.4. Экономический процесс Лекции 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Экономический процесс Практические 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Экономическая система общества Лекции 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Экономческая ситема общества Практические 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.8. Типы экономических систем Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.9. Типы экономических систем Практические 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Микроэкономика
2.1. Теория рынка Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Теория рынка Практические 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Теория потребительского поведения Лекции 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
2.4. Теория потребления Практические 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
2.5. Терия потребления Сам. работа 1 12 ОПК-6
2.6. Теория фирмы Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
2.7. Теория фирмы Практические 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Мезоэкономика
3.1. Рыночные структуры экономики Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Рыночные структуры Практические 1 0 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Рынок факторов производства Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.4. Рынок факторов произвдства Практические 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Макроэкономика
4.1. ВНП и ВВП Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. ВНП и ВВП Практические 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.3. Общее равновесие макроэкономики Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.4. Общее равновесие макроэкономики Практические 1 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.5. Общее неравновесмие макроэкономики Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.6. Общее неравновесмие макроэкономики Практические 1 0 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.7. Экономическая политика Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.8. экономическая политика Сам. работа 1 12 ОПК-6
4.9. Экономическая политика Практические 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.10. Открытая экономика Лекции 1 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.11. Открытая экономика Практические 1 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Максимовой В.Ф. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Госкомстат России: http://gks.ru
Э2 Министерство финансов: http://minfin.ru
Э3 Основной образовательный портал: http://economicus.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.consultant.ru
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" h





















7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.